Системное недоразвитие речи при умственной отсталости: особенности познания

Системное недоразвитие речи у дошкольников: степени, характеристика

Любое отклонение, возникающее в процессе развития ребенка, вызывают у родителей тревогу. Когда нарушаются функции речи, ребенок не имеет возможности нормально общаться не только с посторонними, но и с членами собственной семьи. В тяжелых случаях речь может идти о таком тяжелом нарушении, как системное недоразвитие речи.

Характеристика

Системное недоразвитие речи (СНР) – комплексное расстройство развития аппарата речи у ребенка, характеризующееся несформированностью процесса говорения и восприятия речевых сообщений.

Нарушены следующие языковые элементы:

Ребенок не владеет словарным запасом в том объеме, который он должен освоить в своем возрасте;

Отдельные буквы, звуки, либо группы произносятся неправильно;

Присутствуют нарушения при выборе падежных окончаний, при составлении слов, предложений и пр.

Обратите внимание

Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях как моторная алалия или общее недоразвитие речи.

Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, логопеды ставят диагноз СНР на фоне органического поражения мозга. Детям с сохранным интеллектом и слухом ставится диагноз ОНР – общее недоразвитие речи.

Окончательный диагноз может быть поставлен только после того, как с ребенком проведут беседы сразу три специалиста: невролог, психолог и логопед. Кроме того, такой диагноз не ставят детям, не достигшим возраста пяти лет.

Причины

Выделить конкретную причину речевых расстройств системного характера непросто, часто значение имеет не один, а совокупность факторов.

Перечислим основные:

  • Травмы головы, полученные во время родов или в первые годы жизни ребенка.
  • Тяжелое течение беременности. К этой группе причин относят: серьезные инфекционные болезни в период вынашивания малыша, употребление алкоголя или курение, тяжелые хронические инфекции и прочее.
  • Гипоксия плода.
  • Неблагоприятная ситуация в семье: грубое и невнимательным отношением к ребенку, частые ссорами между родственниками, слишком строгие методы воспитания, либо прочим.
  • Заболевания ребенка также могут привести к СНР. К таким болезням относят астению, ДЦП, синдром Дауна, рахит, серьезные патологии ЦНС.
  • В редких случаях системное недоразвитие речи легкой степени возникает, как реакция на перенесенную вирусную или бактериальную инфекцию.

Признаки

Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?

  1. Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
  2. В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
  3. Следующий рубеж – 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
  4. В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо, в четыре года – смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
  5. В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности – ребенок все понимает, но высказаться сам не может.

Классификация

Степень СНРПризнаки
Легкая Слабый для конкретного возраста словарный запас; нарушения в произношении некоторых звуков; дисграфия; неточности в употреблении предлогов, косвенных падежей множественных чисел и других сложных моментов; плохое понимание причинно-следственных связей.
Средняя Сложность при восприятии длинных предложений, слов в переносном значении и пр.; трудности с построением смысловой линии при пересказе; ребенок не умеет согласовывать род, падеж, число, либо делает это с ошибками; фонематический слух недоразвит; слабая активная речь; координация движений языка при артикуляции нарушена; словарный запас бедный.
Тяжелая Восприятие речи нарушено сильно; связная речь отсутствует; нарушения мелкой моторики; читать и писать ребенок не может, либо делает это с трудом; словарный запас включает несколько десятков слов; сила голоса снижена, интонация монотонная; словообразование отсутствует; ребенок не способен вести диалог, поскольку с трудом понимает даже простые вопросы.

Важно знать: ставить диагноз, а также выявлять, какой степени расстройства наблюдаются у ребенка, должен только специалист, а не мама или другие родственники.

Существует и несколько другая классификация, в ее основе – общее недоразвитие речи.

  • 1 уровень: речь отсутствует полностью.
  • 2 уровень – есть только начальные элементы речи с большим количеством аграмматизма.
  • 3 уровень характеризуется тем, что ребенок говорит фразами, но звуковая и смысловая стороны речи недоразвиты.
  • 4 уровень предполагает отдельные проблемы в виде остаточных проблем в таких разделах, как лексика, фонетика, фонематика и грамматика.

Системное недоразвитие речи средней степени, например, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

Умственная отсталость

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости характеризуется следующими признаками:

  • развитие языковой системы существенно отстает от норм (признаки в таблице выше);
  • присутствуют проблемы с памятью;
  • если сложности при определении самых простых понятий и связи между ними;
  • двигательная активность повышена;
  • ребенок не способен сосредоточиться;
  • осознанная воля отсутствует;
  • мышление недоразвито или отсутствует.
  • При ЗПР психоэмоциональные функции ребенка развиты неправильно, что отрицательно сказывается не только на речевом общении, но и на других важных социальных навыках.

Важно знать: успех коррекционных мероприятий зависит от тяжести самих нарушений, а также от того, насколько своевременно ребенку была оказана помощь специалистов. Задача родителей дошкольников состоит в том, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии речи или интеллекта и посетить с ребенком врача.

Лечение и коррекция

При лёгкой и средней степени расстройства прогноз, как правило, положительный, при тяжёлой – лечение более длительное и комплексное, но оно также дает отличные результаты в долгосрочном периоде.

Лечение проводится врачом-логопедом, если проблемы с речью сопровождаются другими расстройствами, в работу включаются психолог, а также другие специалисты.

Занятия проходят в разных формах: как в виде систематического повторения звуков, слов, правил построения окончаний, предложений и прочего; так и с использованием современных прогрессивных методов, в ходе освоение которых ребенок учится запоминать, понимать речь, задавать вопросы, осваивает значение тех или иных понятий, тренирует память, развивает моторику и прочие важные навыки.

Яркие и красочные картинки, интересная форма подача материала, благоприятная атмосфера в учреждении, где проходит коррекция – совокупность компонентов, которые призваны помочь юному пациенту поскорее справиться с имеющимися проблемами.

Как правило, в процесс общего лечения включаются и специальные физические упражнения – ребенок не сидит не подвижно, а активно тренирует и двигательный центр.

Системное недоразвитие речи – диагноз, который требует серьезного подхода. Не спешите отдавать ребенка на занятия первому попавшемуся специалисту. Обязательно изучите, имеется ли у него опыт успешной работы с детьми, а также умение устанавливать психологическую связь со “сложными” пациентами.

Любая коррекция включает не только психотерапию и выполнение специальных упражнений, часто проблемы возникают и из-за неправильного подхода к воспитанию, поэтому приходится менять и его.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/sistemnoe-nedorazvitie-rechi

Системное недоразвитие речи – степени, симптомы и особенности

При условии нормального речевого развития пятилетний ребенок полноценно владеет развернутой речью, умело орудует разнообразными конструкциями сложных, длинных предложений, фраз, имеет достаточный, необходимый для правильного выражения мыслей и желаний, словарный запас. Если же такие процессы нарушаются, может иметь место системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи (СНР) представляет целый комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых составляющих – грамматики, фонематики, лексики, а также звуковой части лексикона. В некоторых ситуациях системное недоразвитие речи у ребенка может быть симптомом более тяжелого и опасного состояния – патологии психоэмоционального развития.

Задержка речевого развития (ЗРР)

СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

  • Задержка речевого развития – это овладение основными навыками речи несколько позже общепринятой в логопедии нормы. Чаще всего такой диагноз ставится детям в возрасте до 4-6 лет.
  • Общее недоразвитие речевого аппарата – диагностируется у маленького пациента, перешагнувшего 5-летний возраст.

Задержка развития речевой системы у детей в большинстве случаев имеет связь с серьезными патологическими состояниями: проблемами слуха, аутизмом, детским церебральным параличом, а также при умственной отсталости и при зпр (задержке психического развития).

Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

  • Малыш до 12 месяцев практически не выдает никаких звукосочетаний, вяло реагирует на слова окружающих.
  • У ребенка нарушены процессы жестикуляции и мелкой моторики – например, он не показывает пальцем на маму при вопросе «Где мама?».
  • При достижении полуторагодовалого возраста ребенок не пытается имитировать звуки и слова близких людей.
  • Дети в возрасте от 1,5 до 2 лет не могут четко и спонтанно, по собственному желанию выговаривать какие-либо слова и словосочетания.
  • У мальчика или девочки может быть достаточно необычный тембр голоса – слишком писклявый, хриплый.

При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

Симптомы и причины недоразвития речи

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • Наблюдается сильный диссонанс между экспрессивной и импрессивной речью – это означает, что ребенок может нормально воспринимать фразы и слова других людей, но не может самостоятельно высказать свою мысль.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.

Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Нарушения функций головного мозга, полученные в результате родовой травмы.

Причины внешнего происхождения чаще всего связны с различными заболеваниями непосредственно самого ребенка – астенией, детским церебральным параличом, рахитом, тяжелыми патологиями центральной нервной системы. К тяжелым речевым нарушениям могут привести даже обычные простудные заболевания и их осложнения.

Также к недоразвитию речевого аппарата у ребенка приводит неблагоприятная окружающая обстановка – частые ссоры в семье, отсутствие внимания к детям со стороны родителей, минимальное общение с ребенком. Вред может нанести не только недостаток общения с крохой, но и постоянное сюсюканье, в результате чего малыш учится неправильно произносить звуки и отдельные слова.

Степени системного недоразвития

Системное недоразвитие речи имеет различный уровень выраженности – от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера до полного отсутствия умения формировать длинные, сложные предложения если системное недоразвитие речи тяжелой степени. Выделяется 3 основные степени патологии, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

СНР легкой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Имеет место незначительно проявляющаяся дисграфия;
  • Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят незначительный характер;
  • Фонематическое восприятие, фонематический анализ и воспроизведение в целом без дефектов, сложности выявляются лишь при определении количества и последовательности фонем при сложном речевом материале;
  • Словарный запас не богатый относительно возраста;
  • При пересказе выявляется основная смысловая линия, имеется небольшие пропуски незначительных смысловых линий, могут быть потеряны смысловые отношения;
  • В разговорной неподготовленной речи выделяются незначительные аграмматизмы, при специальном исследовании определяются неточности в употреблении сложных предлогов;
  • Нарушения сложных форм словообразования, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественных чисел.

СНР средней степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушено произношение только одной группы звуков;
  • Недоразвитие фонематического слуха и фонематического анализа (в зависимости от сложности речевого материала, трудности фонематический анализа увеличиваются);
  • Аграмматизмы проявляются в усложненных типах словоизменения (согласование родов и падежей). Ребенок не понимает и не пользуется различными формами рода, падежа и формы, не может употреблять сложные слова, которые присутствуют в его бытовой жизни. Малыш может называть все элементы одного предмета его полным названием – например, карман, воротник, рукав и пуговицу он называет «кофта».

СНР тяжелой степени

Характеризуется следующими проявлениями:

  • Нарушаются одновременно две или более групп звуков, например, шипящие и звонкие или свистящие, сонорные и звонкие.;
  • Несформированность словообразования;
  • При незначительном объеме пассивного словаря ребенок пытается одним звуком называть несколько предметов или явлений;
  • Сильное недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и воспроизведения (и сложных и простых форм);
  • Выраженные проблемы с формированием и восприятием предложений, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования (неправильное употребление форм, чисел и падежей слов);
  • Сильное нарушение восприятия речи;
  • Отсутствие связной речи или сильное ее недоразвитие.

Недоразвитие речи при умственной отсталости

В некоторых случаях системное недоразвитие речи тяжелой степени развивается на фоне умственной отсталости.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой сбой в нормальном процессе психического развития.

При таком сбое некоторые психоэмоциональные функции значительно отстают от среднестатистических норм, применяемых для конкретной возрастной категории. К таким функциям относится речевой аппарат, память, мышление.

Характерные признаки задержки психического развития у детей:

  • отсутствие осознанной воли,
  • нарушения памяти,
  • сниженная концентрация внимания,
  • повышенная двигательная активность,
  • невозможность сосредотачиваться на одном предмете.

При умственной отсталости развитие языковой системы также замедляется и существенно отстает от общепринятой нормы.

Лечение СНР у детей

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается врачом-логопедом. Сегодня для устранения нарушения применяются передовые методики, суть которых направлена на развитие понимания речевых основ, активизацию подражательной деятельности в виде повторения определенных звуков и слов. Это позволяет в достаточной степени натренировать мышление, память и внимание.

В процессе лечения речевых нарушений обязательно проводится тщательное изучение слов в разных грамматических формах, построение сложноподчиненных предложений, количество слов в которых постепенно возрастает. С помощью логопеда малыш учится не только давать правильные, внятные и разборчивые ответы на самые разные вопросы, но и самостоятельно задавать их, формулируя предложение с предлогами и прилагательными.

Для обучения и лечения малышей с различными степенями системного недоразвития речи применяются интересные, познавательные методики, которые заинтересуют маленького пациента.

Например, изучение предметов, действий и явлений по ярким и красочным картинкам.

Важно

Кроме того, именно по картинкам дети учатся находить различия и выделять конкретные качества каждого предмета – большой и маленький, черный и белый, мягкий и твердый.

Нарушения речи у мальчика или девочки – проблема достаточно серьезная, но имеющая благоприятные прогнозы. Успешность и эффективность лечебного процесса напрямую зависит от упорности и регулярности занятий с логопедом.

Для устранения системного недоразвития речи может потребоваться достаточное продолжительное время – от нескольких месяцев (при системном недоразвитии речи 1 уровня) до 3-4 лет (если системное недоразвитие речи тяжелой степени).

Терпение, усердие и упорство – и речь ребенка станет идеально правильной с лексической, фонетической и грамматической точки зрения.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/sistemnoe-nedorazvitie-rechi.html

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости

Логопедическая
характеристика:
полиморфное
нарушение зву-копроизношения,
отсутствие как сложных, так и простых
форм фонематического
анализа, ограниченный словарный запас
(до 10— 15
слов).

Фразовая речь представлена
однословными и двуслов-ными
предложениями, состоящими из аморфных
слов-корней. Формы
словоизменения и словообразования
отсутствуют. Связная речь
не сформирована.

Грубое нарушение
понимания речи.

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости

Логопедическая
характеристика:
полиморфное
нарушение зву-копроизношения,
грубое недоразвитие фонематического
воспри­ятия
и фонематического анализа и синтеза
(как сложных, так и
простых форм); ограниченный словарный
запас; выраженные аграмматизмы,
проявляющиеся в неправильном употреблении
окончаний
существительных в предложных и
беспредложных син­таксических
конструкциях, в нарушении согласования
прилага­тельного
и существительного, глагола и
существительного; несфор-мированность
словообразовательных процессов
(существительные, прилагательные
и глаголы); отсутствие или грубое
недоразвитие связной
речи (1—2 предложения вместо пересказа).

3. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая
характеристика:
полиморфное
нарушение зву-копроизношения,
недоразвитие фонематического восприятия
и фонематического
анализа и синтеза; аграмматизмы,
проявляющие­ся
в сложных формах словоизменения (в
предложно-падежных конструкциях
при согласовании прилагательного и
существитель­ного
среднего рода и именительном падеже, а
также в косвенных падежах); нарушение
словообразования, недостаточная
сформиро-ванность
связной речи, в пересказах наблюдаются
пропуски и искажения
смысловых звеньев, нарушение передачи
последова­тельности
событий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИ
ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обследование
школьников с нормальным интеллектом и
ЗПР

При
определении характера речевого нарушения
у детей школьного
возраста рекомендуются те же формулировки
логопе­дического
заключения, что и для дошкольников. В
случаях, когда у
школьников имеются нарушения чтения и
письма, в логопеди­ческом
заключении после определения вида
нарушений устной речи
вписывается форма дислексии и/или
дисграфии.

Примерные
формулировки логопедического заключения

• ОНР
(III
уровень).

Выход из моторной
алалии.

Фонематическая
дислексия, дисграфия на почве нарушения

языкового анализа
и синтеза.

• Фонетико-фонематическое
нарушение речи.
Сенсорная
функциональная дислалия.

Дисграфия на основе
нарушения фонемного распознавания.

• НОНР.

По типу задержки
речевого развития.

Дисграфия
на почве нарушения языкового анализа
и син­теза,
аграмматическая дисграфия.

• Лексико-грамматическое
недоразвитие.
Семантическая дислексия,
аграмматическая дисграфия.

Обследование
школьников с умственной отсталостью

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая
характеристика:
полиморфное
нарушение звуко-произношения;
грубое недоразвитие фонематического
восприятия и фонематического
анализа и синтеза (как сложных, так и
простых форм);
ограниченный словарный запас; выраженные
аграмматизмы, проявляющиеся
в нарушении как сложных, так и простых
форм словоизменения
и словообразования: в неправильном
употреблении надежных
форм существительных и прилагательных,
в нарушении предложно-падежных
конструкций, согласовании прилагательного
и существительного,
глагола и существительного;
несформированность словообразования;
отсутствие связной речи или тяжелое ее
недоразвитие
(1—2 предложения вместо пересказа).

Источник: https://StudFiles.net/preview/1728182/page:3/

Системное недоразвитие речи: причины и лечение

Для оценки нормального развития ребенка врачи пользуются следующими показателями: динамика роста и веса в грудном возрасте – держание головы, ползание, первые шаги и реакция на окружающих. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является речевое развитие.

Родители часто говорят о том, что ребенок все понимает, но плохо выговаривает, или наоборот – хорошо выговаривает, однако не владеет необходимым количеством слов. В таких случаях говорят об отдельном симптоме задержки.

Более трудным для диагностики и лечения является системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи

Важными составляющими речевого аппарата и развития речевой функции в целом считаются следующие элементы:

  • Фонетика (от «phone»-звук) – правильность произношения отдельных звуков или групп. Обособленным нарушением данного компонента является «шепелявость», «картавость» и др.
  • Грамматика. Ребенок, у которого нарушено развитие данного элемента не умеет правильно строить словосочетания и предложения: согласовывать числа, падежи, использовать предлоги.
  • Лексика. Словарный запас – ещё один важный показатель речевых навыков ребенка. Для каждого возраста существуют определенные нормы количества слов, которыми дети этой группы активно пользуются. Для 1 года – 10 слов, для 2-х лет – 30-50 слов.

Нарушение речевого развития во всех сферах называется общим недоразвитием речи (ОНР). Для нарушения фонематических, лексических и грамматических навыков у детей с патологиями слухового анализатора или умственной отсталостью применяется термин системного недоразвития речи (СНР).

Причины развития СНР

Патологии внутриутробного периода – причина СНР (фото: www.e-motherhood.ru)

Патологическое нарушение развития речевой функции ребенка может быть связано с такими состояниями:

  • Заболевания матери во время беременности: системные инфекционные патологии, тяжелая пневмония, пиелонефрит, серьезные кровопотери.
  • Гипоксия плода – состояние уменьшенного поступления кислорода в организм ребенка во внутриутробном периоде. Чаще всего гипоксия возникает вследствие патологии плаценты, резус-конфликта крови матери и ребенка или хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы беременной.
  • Травмы ребенка во время родов или в первые годы жизни (до 3-х лет). Самой частой причиной является травматическое поражение головного мозга.

Кроме того, системное недоразвитие речи – это характерная патология для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.

Признаки системного недоразвития речи

Поражение всех трех компонентов речевого развития у детей с умственной отсталостью сопровождается проявлениями, которые зависят от степени тяжести.

Характерные симптомы для каждой степени представлены в таблице:

Степень тяжести Отклонения в развитии речи
Легкая Темп речи – нормальный, реже – ускоренный. Звукопроизношение: нормальное, иногда наблюдается нарушение звучания шипящих звуков. Плохое произношение и повторение сложных предложений или фраз. Нарушается понимание причинно-следственных связей, временного и пространственного отношения (например, «вчера поздно ночью»). Словарный запас сниженный, с трудом подбираются синонимы и антонимы к словам
Средней тяжести Нарушается точность координации движений языка во время артикуляции. Чаще всего наблюдается монотонность интонации. Во время быстрого разговора нередки смешивания звуков или замена. Утруднено понимание скрытого и переносного смысла слов, сложноподчиненных предложений. Часто допускаются грамматические ошибки в формировании предложений. Пассивная речь: отвечает на вопросы, но не спрашивает. При пересказах часто пропускаются важные события, или искажается смысл. Бедный словарный запас (ребенок не знает названий многих вещей, с ошибками подбирает антонимы и синонимы). Частые ошибки в согласовании родов, чисел и падежей. Выраженная дисграфия и дислексия – нарушение письма и чтения из-за искаженного восприятия
Тяжелая Грубые нарушения движений губ и языка. Темп речи медленный с монотонной интонацией и сниженной силой голоса. Речь нечеткая и невнятная (частые замены, смешения и искажения звуков в словах). Грубые нарушения звукового восприятия слов и фраз. Отсутствует дифференциация рода, падежа и числа имен существительных. Понимает только простые вопросы, просьбы и сравнения. Фразы простые, чаще всего из 3-4 слов, сопровождаются активной мимикой и жестами. В диалог вступает с трудом: вопросов не задает, отвечает с замедлением и невнятно. Словарный запас ограничен названиями предметов быта. Процесс словообразования не развит. Мелкая моторика рук – нарушена. Навыки чтения и письма на низком уровне или вовсе отсутствуют

Постановка диагноза СНР проводится у детей старше 5-ти лет на основании заключения врачей – невролога, психолога и логопеда. В более раннем возрасте говорят о задержке речевого развития.

В случае поражения других сфер психической деятельности (интеллекта, памяти, эмоции и др.) устанавливается диагноз «задержки психического развития» (ЗПР).

Лечение системного нарушения развития речи

Арт-терапия – альтернативный метод лечения нарушений речи (фото: www.dytpsyholog.com)

Коррекция речевых нарушений у детей с патологиями слуха и интеллекта проводится исключительно логопедами и психологами. Развитие навыков осуществляется с помощью ступенчатого перехода от образования зрительных ассоциаций (картинка-слово) до сложных процессов написания предложений.

Важно! Эффективность работы логопеда зависит от степени тяжести недоразвития и возраста ребенка (чем раньше диагностировано нарушение, тем лучшим будет результат)

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/51-sistemnoe-nedorazvitie-rechi.html

Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников

Автор: Рябинович Татьяна Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 71

Аннотация: в статье рассмотрены особенности становления речи умственно отсталых дошкольников, отражены взгляды отечественных исследователей по данной проблеме.

Ключевые слова: умственная отсталость, речевое развитие, системное недоразвитие речи.

И.М. Бгажноков, А.А. Катаева в своих работах указывают, что у умственно отсталых дошкольников предпосылки развития речи (предметное восприятие, предметные действия, доречевые формы общения и др.) своевременно не формируются. Вследствие чего, у указанной категории дошкольников развитие речи на всех этапах идет со значительными искажениями и нарушениями [2, 7].

В силу указанных факторов, для речи умственно отсталых дошкольников характерным является значительное запаздывание в появлении гуления, лепета, первых слов, фразовой речи, отмечает Л.С. Волкова.

Задержка становления речи отмечается у них на всех этапах, затрагивает все уровни языка: фонетический, морфологический, лексический, синтаксический. В младенческом возрасте они не понимают содержания обращенной к ним речи, не реагируют на простейшие ситуативные команды.

Звукокомплексы, произносимые младенцами в возрасте около одного года, бедны, эмоциональная окраска значительно снижена. У умственно отсталых детей отсутствует стремление подражать речи взрослого.

Умственно отсталые дошкольники долгое время не реагируют на речь взрослого, а первые слова появляются у них в возрасте от 2 до 5 лет. Следует отметить, что между появлением первых слов и формированием фразовой речи у дошкольников с нарушением интеллектуального развития лежит очень большой временной отрезок [2, 7, 9].

По наблюдениям Л.А. Брюховских, понимание речи на элементарном уровне становится доступным дошкольникам с нарушением интеллектуального развития лишь в возрасте около 2 лет. Автор указывает, что и в 4-5 лет дошкольники не понимают до 30% словосочетаний, фраз в речи взрослого. Доступны пониманию простые, часто встречающиеся в быту фразы [3].

При усвоении умственно отсталыми дошкольниками словарного состава языка, как отмечаетН.В. Новооторцева, отмечаются грубые нарушения.

Совет

Во-первых, для их речи свойственно существенное преобладание активного словаря над пассивным, они понимают более или менее правильно меньшее количество слов, чем употребляют.

Словарь умственно отсталых дошкольников состоит в основном из существительных и глаголов, среди которых преобладают обозначающие хорошо знакомые детям предметы и действия. Отмечается преобладание бесприставочных глаголов.

Имена прилагательные занимают очень незначительное место в словаре дошкольников с нарушением интеллектуального развития, чаще это малоконкретные характеристики типа «большой», «маленький», практически не встречаются прилагательные, обозначающие качества человека, личностные свойства. Это является препятствующим фактором формирования связной речи у указанной категории дошкольников [10].

Сам процесс развития интереса к языковой материи, осмысление различных средства языка: слов, словосочетаний, предложений, а также активное использование этих средств является достаточно сложным процессом. По мнению А.Н. Граборова, Р.И.

Лалаевой важным фактором, задерживающим развитие речи умственно отсталых дошкольников, служит характерная для них недостаточность усвоения семантической стороны родного языка.

Именно аномалия общего развития создает препятствия для понимания умственно отсталым ребенком значения тех слов, которые произносят окружающие люди, называя предметы обихода, выполняемые действия и т.д.

Затруднения в понимании лексического значения слова, в свою очередь, препятствуют развитию у детей интереса к формальной стороне слова, к выделению языковых единиц, их структуры и способу образования слов [4, 8].

Состояние речевого развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития можно охарактеризовать как «системное недоразвитие речи». Исследователи выделяют три уровня: системное недоразвитие тяжелой, средней и легкой степени [цит. по 9].

Обратите внимание

Речь дошкольников с нарушением интеллектуального развития, соответствующая тяжелой степени системного недоразвития, характеризуется следующими особенностями. Речьотсутствует или наблюдаются ее элементы. Отмечается грубое нарушение понимания обращенной речи.

Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов. В речи отмечается наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи. Чаще всего выражен только один ударный компонент.

Недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие. Слова многозначны. Связная речь отсутствует. Направленность на речевое общение очень низкая. Пользуются для выражения просьб указательными жестами.

 Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми [цит. по 9].

Речь дошкольников с нарушением интеллектуального развития, соответствующая средней степени системного недоразвития, характеризуется следующими особенностями. Отмечается понимание обращенной речи на уровне простых бытовых инструкций: «Помой руки», «Поставь тарелку на стол» и т.д.

Часто наблюдается эхолалия. Дети пользуются для общения отдельными словами, звуковая и слоговая структура слов остается значительно искаженной. В речи дошкольников появляется фраза, которая является простой, грубо аграмматичной.

Навыки языкового анализа и синтеза, словообразования и словоизменения недоступны [цит. по 9].

Л. И. Аксенова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева указывали, что умственно отсталые дошкольники не умеют связно высказывать свои просьбы, пожелания. Они не могут полноценно общаться с помощью диалога. Поскольку словарный запас их сильно органичен, они не могут составить полноценную фразу, затрудняются сформулировать свою просьбу, вопрос, ответ на заданный им вопрос.

Чаще всего, общение их ограничивается житейскими, многократно повторяющимися ситуациями, с помощью хорошо заученных стандартных фраз. Если общение выходит за привычные рамки, дошкольники с нарушением интеллектуального развития испытывают выраженные трудности формулирования своей речи. У этой категории дошкольников очень снижена направленность на речевое общение [1, 5].

Важно

Речь умственно отсталых дошкольников, соответствующая легкой степени системного недоразвития, характеризуется следующими особенностями. Понимание обращенной речи расширяется.

Дети пользуются для общения простой фразой, звуковая и слоговая структура слов остается значительно искаженной.

Звукопроизношение на этом уровне корригируется, однако, отмечаются выраженные сложности автоматизации поставленных звуков [цит. по 9].

С.Ю. Ильина указывала, что у указанной категории дошкольников гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, встречаются различные дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением [6].

Дошкольникам доступны простейшие формы словообразования и словоизменения, однако, в свободной речи они редко их употребляют. Свободная речь остается аграмматичной. Навыки языкового анализа и синтеза остаются недоступными.

На механическом уровне умственно отсталые дошкольники осваивают навык чтения, однако, у них наблюдается выраженные затруднения понимания прочитанного. Как таковая полноценная связная монологическая речь отсутствует. Чаще это диалогическая ситуативная речь, состоящая из нескольких аграмматичных фраз.

Предложения, которыми пользуются умственно отсталые дошкольники преимущественно простые, в них наблюдаются стойкие отклонения согласования, управления, пропуски второстепенных и даже главных членов.

Сложные, особенно сложноподчиненные, предложения дошкольники не употребляют, что свидетельствует о затруднениях в плане понимания и отражения различных взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающей действительности и служит еще одним свидетельством грубого недоразвития мышления данной категории дошкольников.

Совет

В повседневной жизни дошкольники с легкой степенью системного недоразвития речи способны поддержать беседу на тему, близкую личному опыту, используя простые конструкции предложения. Характерной особенностью речи является ее предметная несоотнесенность, слабая связь с деятельностью[цит. по 9].

Р.И. Лалаева отмечает, что у дошкольников с нарушениями интеллектуального развития овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Связное высказывание не развивается в дошкольном периоде, поскольку их речевая практика предельно ограничена. Связная речь самостоятельно не формируется [8].

Л.М. Шипицына указывала на другую особенность речевого развития умственно отсталых дошкольников. Автор отмечает, что у них крайне редко наблюдается инициатива в ситуации диалога. Данный факт, по мнению Л.М. Шипициной, обусловлен системным речевым недоразвитием, отсутствием мотивов, узким кругом интересов [11].

Таким образом, речевое развитие умственно отсталых дошкольников формируется со значительными искажениями и нарушениями. В речи отмечаются выраженные трудности понимания обращенной речи, бедность словаря, стойкий аграмматизм.

Список литературы:

Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова – М.: Академия, 2000. – 450 с.

Бгажнокова,  И. М. Психология умственно отсталого ребенка / И.М. Бгажнокова – М.: Просвещение, 2010. – 93 с.

Брюховских, Л.А. Особенности понимания речи умственно отсталыми дошкольниками/ Л.А. Брюховских// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.- 2009.-№1.- С. 18-23

Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 248

Обратите внимание

Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. – 2000. – №3. – С.66-78. 

Ильина, С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников / С.Ю. Ильина. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика/ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208с.

Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2001. – 224 с.

Логопедия. Методическое наследие. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2007.- 459 с.

Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей / Н.В. Новооторцева.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.- 61 с.

Шипицына, Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка/ Л.М. Шипицына.- М.: Владос, 2010.- 279 с.

Источник: https://logoprofy.ru/publikatsii/publikatsiya-1/osobennosti-rechevogo-razvitiya-umstvenno-otstalyh-doshkolnikov.html

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Обследование школьников с умственной отсталостью

Примерные формулировки логопедического заключения

Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существитель­ного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформиро-ванность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последова­тельности событий.

При определœении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определœения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

‣‣‣ ОНР (III уровень).

Выход из моторной алалии.

Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения

языкового анализа и синтеза.

‣‣‣ Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия.

Дисграфия на базе нарушения фонемного распознавания.

‣‣‣ НОНР.

По типу задержки речевого развития.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия.

‣‣‣ Лексико-грамматическое недоразвитие. Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звуко-произношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1—2 предложения вместо пересказа).

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ ной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического вос­приятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия.

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/221862_sistemnoe_nedorazvitie_rechi_tyazheloy_stepeni_pri_umstvennoy_otstalosti

Общая характеристика нарушений речи у умственно отсталых детей

Характерным для умственно отсталых детей является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отсталых детей лепет отмечается в период от 12 до 24 месяцев (Петрова В.Г).

У 40,0% детей-дебилов первые слова появляются позднее 3 лет (Зееман М.). Лепет у умственно отсталых детей появляется в 20,8 месяцев (в норме в 4-8 мес.), первые слова – в период от 2,5 до 5 лет. В норме появление первых слов у детей наблюдается в период от 10 до 18 месяцев.

Особенно значительное отставание отмечается у умственно отсталых детей в появлении фразовой речи. Фразы появляются у умственно отсталых детей в 89,4 мес. При этом временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у умственно отсталых детей более длительный, чем у нормальных детей (Петрова В.Г.).

Важно

Особенности речевого развития умственно отсталых детей в психолого-педагогическом аспекте глубоко изучены многими авторами (Аксенова А.К., Барская Н.М., Вавина Л.С., Воронкова В.В., Гайфуллин А.У., Гнездилов М.Ф. , Горлова Л.А., Грузинцева Е.Н., Данилкина Г.И.

, Ермилова Н.Г., Журавлева Р.Я., Завьялова Е.Н., Коломыткина И.В., Меерсон Я.А., Озолайте В.А., Петрова В.Г., Пуошлене З.П., Смирнова З.Н., Сорокина Н.К., Трошин Г.Я., Хоружая М.Н.).

Указанные авторы отмечают качественное своеобразие устной и письменной речи этих детей.

У умственно отсталых детей значительно чаще, чем в норме, наблюдаются нарушения речи. Расстройства речи у этой категории детей в логопедическом аспекте исследовались Л.И. Алексиной, Е.И. Буцковой, Е.

М.Гопиченко, Е.М. Гопиченко и Б.Ф. Соботович, М. Зееманом, К.К. Карлепом, Р.И. Лалаевой, Д.И. Орловой, А.А. Поповой, М.А. Савченко, Л.А. Смирновой, Е.Ф.С оботович , Н.А. Шарапановской, Р.А. Юровой.

По данным различных авторов, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты речи наблюдаются у 40,0-60,0% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М.Е. Хватцева, Г.А. Каше, число детей с дефектами речи достигает 80,0%.

В то же время, по данным М.Е. Хватцева, в начальных классах массовой школы наблюдается лишь 17,0% учащихся с нарушениями речи. По данным К.А. Омельченко, только 7,4% учащихся начальных классов массовой школы имеют те или иные виды речевой патологии.

Наиболее распространенными нарушениями устной речи во вспомогательной школе являются дефекты звукопроизношения, реже встречается ринолалия, заикание (Беккер К., Совак М., Хватцев М.Е.).

В ряде исследований закономерно ставится вопрос о том, можно ли говорить о нарушениях речи у умственно отсталых детей или речь умственно отсталых детей полностью определяется уровнем их умственного развития (Беккер К., Совак М.).

Совет

Ряд авторов считает, что уровень речевого недоразвития умственного отсталого ребенка зависит только от степени снижения интеллекта. Эта точка зрения в настоящее время подвергается обоснованной критике.

Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие познавательной деятельности и речи характеризуется специфическими особенностями (Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Дубовский В.М., Лурия А.Р, Люблинская А.А., Пиаже Ж., Рубинштейн СЛ.).

Развитие речи широко базируется на развитии познавательной деятельности, но не должно смешиваться с ним. Известно, что уровень речевого развития детей с идиотией, имбецильностью, дебильностью существенно различается. Снижение интеллектуального развития отрицательно сказывается на процесс речевого развития.

Однако отсутствует явная непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности определенная часть детей имеет достаточный уровень развития импрессивной и экспрессивной речи.

У другой  части детей отмечается гораздо более низкий уровень речевого развития, который сочетается с разнообразными нарушениями речи. Уровень речевого недоразвития большой части умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

В связи с этим, выделяются две группы олигофрении (Сухарева Г.Е., Белова-Давид Р.И.):

1) Олигофрения с недоразвитием речи.

2) Атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.

Таким образом, у части умственно отсталых детей имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития, у большинства же этих детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается тяжелое нарушение речевого развития, включающее разнообразные речевые расстройства,

У детей, страдающих умственной отсталостью, могут наблюдаться все формы нарушений речи, которые имеют место и у нормальных детей (даслалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и др.), но эти нарушения у умственно отсталых детей являются более многочисленными и тяжелыми, характеризуются своеобразием (Зееман М., Хватцев М.Е.).

Обратите внимание

Нарушения речи у умственно отсталых детей являются вторичными, зависящими от недоразвития познавательной деятельности (Петрова В.Г., Соботович Е.Ф.) Исследователи выделяют 3 уровня недоразвития речи у умственно отсталых детей:

1 уровень. Ребенок с трудом понимает речь. В его речи имеются лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность восполняется использованием жестов.

2 уровень. У ребенка имеются трудности понимания речи. На этом уровне ребенок грамматически организует речь, объединяя слова в короткие фразы, может написать отдельные слова, но не способен составить связный рассказ.

3 уровень. Понимание читаемых текстов ограничено. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно написать простые слова и короткие фразы. В письменных рассказах отмечаются выраженные нарушения.

Следует отметить, что выделенные уровни недостаточно отражают качественное своеобразие развития речи умственно отсталого ребенка. В большой мере они могут быть отнесены и к динамике развития речи у детей с задержкой речевого развития, с алалией и т.д.

Обоснованным является выделение различных трудностей понимания речи, которые являются наиболее характерными для умственно отсталых детей.

У умственно отсталых детей имеет место нарушение усвоения ряда функций речи (Выготский Л.C., Лурия А.Р., Лубовский В.И., Петрова В.Г.).

Речь, по Л.С. Выготскому, представляет собой единство общения и обобщения. В связи с этим выделяются как ведущие, коммуникативная и когнитивная функции речи.

Важно

Наряду с этими основными функциями, выделяется эмотивная функция (выражение эмоций и чувств), прагматическая (выражение просьб и приказов), информативная (высказывание о фактических данных), регулирующая функция речи и др. Все функции речи формируются в тесной взаимосвязи. Однако в отдельном речевом высказывании удельный вес каждой функции различен.

Функции речи генетически независимы, и начало развития речи мотивировано прагматической функцией. Информативная (символическая) функция речи развивается только после 2 лет, а регулирующая функция речи развивается у детей еще позже.

Для умственно отсталых детей речевой сигнал является значимым, но его значение определяется эмотивной и прагматической функцией в большей степени, чем функцией информативной.

Умственно отсталые дети спонтанно используют речь в большей мере для того, чтобы выразить свои эмоции, просьбы, чем информировать о фактах. Эти дети используют речь для коммуникации, но не для регуляции своего поведения (Лурия А.Р., Лубовский В.И.).

Вместе с тем и коммуникативная функция речи у этих детей характеризуется определенными особенностями (Петрова В.Г.).

У умственно отсталых детей затруднено использование речи в процессе решения мыслительных задач. Они менее часто, чем нормальные дети, используют речь для спонтанной вербализации экспериментальных задач и кодирования данных.

Эти дети предпочитают выполнять действия без вмешательства речи. Использование вербализации в процессе решения задачи умственно отсталыми детьми имеет отрицательный результат.

Результат получается лучше, если вербальный ответ заменяется невербальным.

В эксперименте, проведенном O’Konnor, детям предлагалось дифференцировать пары клеток, различных по абсолютной величине и сходных по относительной величине. Авторы пришли к выводу, что умственно отсталые дети выполняют это задание более быстро, чем нормальные дети.

Совет

O’Connor объясняет это тем, что нормальные дети начинают вербализовать принцип решения задачи на различение, а это тормозит процесс решения. Этого не происходит у умственно отсталых детей, так как они не вербализуют задачу.

Если же умственно отсталого подводят к вербализации принципа решения, они нуждаются в большем количестве проб, чтобы подойти к решению задачи. Вмешательство речи в процесс решения задачи имеет разный эффект у нормальных и умственно отсталых детей. Нормальным детям речь помогает в решении аналогичных задач, способствует переносу способа.

В то же время если умственно отсталого стимулируют к вербализации при решении задачи (в условиях переноса принципа решения), они либо стереотипно повторяют вербализацию, либо прекращают ее во время фазы решения.

Этот дефект речи оказывается еще более очевидным, когда исследуется вербальная и невербальная деятельность. Так P.Bryant пришел к выводу, что умственно отсталым детям более легко распределить картинки в различные коробки, чем дать им различные названия.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом поддаются коррекции, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы (Зееман М., Хватцев М.Е., Каше Г.А., Петрова В.Г.).

В целом, можно отметить, что вопросы проявления, механизмов, структуры нарушений устной речи и методики их коррекции у умственно отсталых детей представлены в литературе неравнозначно.

Особенности речевого развития умственно отсталых школьников в психолого-педагогическом аспекте глубоко и всесторонне изучены многими авторами.

Проблема речевого недоразвития у этих детей рассматривается с точки зрения концепций об общих и частных закономерностях развития аномальных детей, о необходимости развития высших психических функций, о тесной связи умственного и речевого раз вития, о потенциальных возможностях развития умственно отсталых детей.

Обратите внимание

Многосторонние психологические и педагогические исследования возможностей обучения умственно отсталых детей и психологических особенностей их развития позволили определить систему обучения во вспомогательной школе, в процессе которого важное место отводится развитию речи.

В программах вспомогательной школы  широко представлены задачи, содержание работы по развитию речи в тесной связи с процессом познания окружающего мира, с развитием аналитико-синтетической деятельности.

С учетом психологических особенностей умственно отсталых детей разработана методика развития речи на уроках чтения, развития речи, русского языка и др., методика преподавания русского языка.

Однако проблема нарушения речи и их коррекции в логопедическом аспекте является недостаточно изученной.

Представленные в логопедической литературе данные сводятся к описанию симптоматики отдельных нарушений речи (дислалии, дисграфии, дислексии), к определению характера и степени несформированности отдельных компонентов речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи). Коррекционно-логопедический аспект проблемы представлен лишь в методике устранения нарушений фонетико-фонематической стороны речи.

Анализ публикаций о нарушениях речи и их коррекции у умственно отсталых детей позволяет выделить следующие нерешенные вопросы этой проблемы.

– До настоящего времени в литературе отсутствует дифференциация умственно отсталых детей по качественно различным типам их речевого развития.

– Не определена структура системного речевого дефекта у этих детей.

– Не выявлены механизмы нарушений речи у учащихся вспомогательной школы.

– До настоящего времени в логопедической литературе не определены в полной мере задачи, программа и содержание логопедической работы во вспомогательной школе, не разработана научно обоснованная методика коррекции системных нарушений речи у умственно отсталых детей в комплексе воздействий на все уровни речевой деятельности, на все компоненты речи, в тесной связи с развитием аналитико-синтетической деятельности.

Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=322

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
- блок будет находиться в левом нижним углу. Яндекс.Метрика