Профилактика неврозов: профилактические меры и их особенности

Профилактика неврозов у взрослых

При возникновении у человека одного или нескольких проявлений состояния, при котором он плохо либо же несовершенно может адаптироваться к социальному окружению или изменению жизненных условий, принято говорить о развитии такого заболевания, как невроз.

Им обычно называют те состояния, которые возникли по причине непродуктивно решенных конфликтных ситуаций, стрессовых потрясений. Также неврозы могут развиваться на фоне тяжелых переживаний, которые зачастую приводят к высокому уровню стрессовой нагрузки, неудовлетворенности своей жизнью, а также недостижимостью жизненных целей по ряду причин.

Существует большое количество пусковых механизмов этой психологической патологии.

Пациентам и врачам очень важно отдавать себе отчет относительно тяжести этой патологии и вариантов ее разрешения. Специалисты утверждают, что профилактика невроза позволяет значительно сократить вероятность развития этого пагубного для человека состояния.

Обратите внимание

Неврозы у взрослых и детей представляют собой обширную группу наиболее часто встречающихся расстройств нервной системы, которая затрагивает психическую область человека.

Они всегда развиваются на фоне различных психогенных факторов, при этом психотические патологии не обуславливают их развития.

В основе причин неврозов лежит какое-либо действие, которое каким-либо образом послужило сильным раздражителем для отдельно взятого человека. Наиболее часто этиологическими факторами заболевания являются:

  • Стрессовое перенапряжение, которое помимо нагрузки на нервную систему может вызывать физическую усталость. Она, в свою очередь, также является одной из причин возникновения этого состояния.
  • Физическое перенапряжение на фоне чрезмерных физических нагрузок.
  • Различные осложнения перенесенных заболеваний, которые могли каким-то образом повлиять на привычную повседневную деятельность человека, в том числе инвалидизация пациентов.
  • Неблагоприятная экологическая обстановка.
  • Неблагоприятный эмоциональный фон на работе, дома.
  • Открытые или закрытые конфликты с сотрудниками, членами семьи, случайными встречными людьми.
  • Тяжелые потрясения, такие как потеря члена семьи, друга, расставание с любимым человеком.

Причин для развития невроза существует огромное количество, все их перечислить практически невозможно. За счет этого профилактика неврозов несколько усложняется, поскольку выявить пусковой механизм иногда достаточно затруднительно.

Профилактические мероприятия неврозов как самостоятельной патологии

Самой первой стадией невроза считается неврастения, которая характеризуется сравнительно легким течением. Она проявляется следующими симптомами:

  • Нарушение сна, бессонница, или же наоборот, человек очень много спит. При этом это не совсем здоровый сон, во время которого не происходит нормального восстановления физических сил, эмоционального фона.
  • Повышенная эмоциональность, возбудимость. Такие люди заводятся «с пол-оборота». Достаточно малейшего раздражающего фактора, на который ответом будет целая буря эмоций.
  • Координация движений при неврастении также значительно страдает. Движения приобретают неточный, неуверенный характер, иногда человеку необходимо «прицеливаться» для выполнения привычных ему действий.
  • Неврастеники по своей природе очень раздражительны, даже по всяким мелочам. Такое поведение зачастую приводит к усугублению состояния пациентов.
  • Одним из самых частых симптомов неврастении является немотивированный гнев, который также развивается на фоне самых неожиданных факторов, которые полностью здоровый человек мог даже не заметить.

Чтобы устранить проявления неврастении, которая вполне может значительно травмировать психику пациента, следует полностью элиминировать из жизни раздражающий фактор, который послужил причиной ее развития. Это идеальное условие для восстановления эмоционального фона.

Важно отметить, что такой шаг далеко не всегда представляется возможным.

Поэтому проводится сразу несколько этапов профилактики невроза и терапии неврастении, к которым относятся терапия лекарственными препаратами, проведение аутогенных тренировок, которым обучает психотерапевт, а также назначаются сеансы психотерапии.

Комплексное применение этих методов позволяет значительно увеличить эмоциональную устойчивость, что приводит к меньшим патологическим реакциям на стрессовые условия. При менее выраженных реакциях на стресс вероятность развития невроза снижается в разы.

Что касается невроза навязчивых состояний, при котором пациент мучительно страдает от регулярно возникающих негативных воспоминаний, мыслей, страхов или влечения, то принцип профилактики этой патологии такой же точно, как и при неврастении. Навязчивые состояния чаще всего возникают по следующим причинам, которые необходимо максимально устранить для предупреждения процесса:

  • Выраженное переутомление. Причем речь идет не только о физической нагрузке, но и о нервном перенапряжении, стрессовых ситуациях. Особенно, если стрессы постоянно преследуют на работе.
  • Хронические интоксикации. Особого внимания заслуживает хроническое отравление никотином, с которым имеют дело заядлые курильщики, алкоголь, его суррогаты, лекарственные вещества, например, обезболивающие препараты, химически активные компоненты бытовой химии, многие другие.

Истерический невроз подразумевает периодическое возникновение истерических припадков. Обычно они развиваются на фоне каких-либо определенных факторов, послуживших причиной травматизации нормальной человеческой психики. Это состояние достаточно легко определить за счет его типичной клинической картины:

  • Пациенты играют на публику, могут стонать, рыдать, корчиться от боли.
  • Достаточно часто люди бьются в конвульсиях для более эффективного привлечения внимания. Причем, чем лучше привлекается внимание со стороны, тем ярче клиника этого припадка.
  • Иногда может возникать беспричинный смех.

Все вышеперечисленные симптомы исчезают с наступлением так называемого периода затишья. Пациенты с истерическим неврозом страдают от постоянных перепадов настроения, а их активность обычно очень высокая. Следует отметить, что соматической патологии при этом зачастую не обнаруживается.

Для того чтобы остановить течение приступа истерики, пациенты должны ощутить сильный тактильный раздражитель. Подойдет обычная пощечина.

Важно

При своевременном оказании помощи человеку наступает достаточно быстрое прекращение приступа.

Если же этого не случается, то существует высокий риск усугубления течения невроза или даже развития других нарушений психики, вплоть до возникновения психических заболеваний.

Профилактика невроза

Специалисты утверждают, что невроз возникает как результат взаимодействия лиц, у которых имеет место быть определенный склад личности с какой-то конкретной ситуацией или фактором внешней среды, способными травмировать его психику. Эти ситуации зачастую имеют длительный срок воздействия на людей с неврозами.

С учетом этого, можно сделать вывод, что профилактические действия относительно неврозов в первую очередь должны исключать из жизненных событий все факторы, которые дестабилизируют человеческий организм. Однако практика показывает, что такого добиться нереально, поскольку человек – существо общественное, а элиминация его из общества может только навредить дальнейшему развитию неврозов.

Следовательно, профилактика неврозов при их обострении должна включать такие механизмы, как разработка и выработка навыков и способов эффективной борьбы со стрессовыми ситуациями, которые позволят хорошо совладать с ними.

Задача врача всегда подразумевает не только лечение процесса, но и проведение профилактических мероприятий. Важно понимать, что назначение медикаментозных препаратов для терапии неврозов подразумевает только симптоматическое воздействие, причина этого состояния останется все равно.

Этим обусловлена кратковременность эффекта медикаментозной терапии.

С моментом прекращения действия лекарственных средств достаточно часто совпадает обострение невроза. Возможен также вариант, когда обострение наступает не одновременно с окончанием курса лечения, а при новой встрече с пусковым фактором.

Процесс лечения должен включать разъяснительную беседу врача с пациентом, при которой врач должен донести до пациента информацию, что невроз не включает в себя наличие органических или соматических патологий.

Этот тезис должен быть подкреплен полноценным обследованием, при котором не будет обнаружено никаких заболеваний.

Совет

Также врач обязан обучить своего больного контролировать свой невроз без применения медикаментозных средств.

Во время периода ремиссии пациента следует обучить контролировать клинику неврозов без помощи извне. Если такой метод невозможен по различным причинам, то пациента обучают относиться к своим проблемам более толерантно. Также следует постараться улучшить взаимоотношение своего пациента с обществом, помочь разрешить его психологические дилеммы.

Похожие записи

Источник: http://apatii.net/psixicheskie-rasstrojstva/nevroz/profilaktika

Возможности профилактики школьных неврозов, что под этим понимается

Школа для ребенка — это новая ступень развития, подразумевающая постоянную физическую и умственную активность, общение со сверстниками. Это новая атмосфера, новый образ жизни, что, несомненно, становится сильным стрессом. Профилактика школьных неврозов дает возможность быстрой адаптации школьника, повысить собственную трудоспособность и найти общий язык с одноклассниками.

Оглавление

  • 1 Определение и причины
  • 2 Классификация и симптомы
  • 3 Профилактика

Определение и причины

Школьный невроз — это постоянный устойчивый стресс, страх и фобии, связанные со школой. Исследования показали, что около 30% детей 7 или 8 лет не могут самостоятельно привыкнуть к новой обстановке, установить контакт с педагогами и другими детьми, они нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Главными причинами подобного стресса являются:

  1. Проблемы с учителями — взрослый человек, несмотря на высшее образование, не смог правильно донести до ребенка собственный предмет, не умеет разговаривать с детьми. С другой стороны сам ребенок изначально не знает элементарных правил поведения;
  2. Семейная обстановка — родители требуют от ребенка только положительные оценки, в противном случае серьезно наказывают. У школьника развиваются комплексы и страх идти домой, особенно в случае получения нехорошей отметки. Большое внимание оказывает отсутствие взаимопонимания, любви и заботы по отношению к младшему члену семьи;
  3. Трудности адаптации — нет возможности привыкнуть к четко установленному режиму, нет усидчивости в течение урока или внимательности и сосредоточенности во время учебного процесса.
  4. Трудности общения — некоторые дети не ходят в детский сад, одни в семье. Именно таким тяжело дается разговор с коллективом, они чувствуют себя некомфортно, как не в своей тарелке.
  5. Бытовые условия — здесь важную роль играют социально-экономические факторы: неудовлетворенность материальными условиями, сравнивая их с другими семьями, отсутствие условий для долгого комфортного отдыха, ускоренный темп жизни.

Влияет также и сам характер ребенка, его темперамент и воспитание. К этим параметрам относят чрезмерную ответственность или, наоборот, безразличие к окружающему миру, нестандартный полет мысли, повышенную обеспокоенность. Все это в совокупности негативно сказывается на дальнейшем поведении, мировоззрении и отношении с другими людьми в обществе.

Детей можно разделить на три категории:

  1. Первая группа включает ребят с явными отклонениями в поведении. Они грубят окружающим, в частности учителям, агрессивно себя ведут по отношению к одноклассникам. Обычно плохо учатся, но собственная самооценка чрезмерно завышена;
  2. Вторая группа — это дети, которые поначалу хорошо трудятся, получают положительные оценки, но со временем из-за перегрузок меняются. Они огрызаются, уходят в себя и становятся необщительными. Очень часто это начинается в возрасте 8 лет, когда в первом классе все было замечательно, но потом из-за увеличения объема материала все резко поменялось.
  3. Третья группа — школьники с постоянным внешним благополучием, правильным поведением и хорошей работой на уроках, но внутри рождается страх выйти к доске, что проявляется дрожанием рук и голоса, плаксивостью, замкнутостью, заниженной самооценкой. Они не способны полностью раскрыть собственный талант в коллективной работе, для них необходимы индивидуальные задания.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

Неврастения — особый комплекс, сочетающий в себе хроническую утомляемость и повышенную возбудимость.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи.

В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание.

Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Читайте также:  Как свести к минимуму симптомы шизофрении: головные боли и нарушение деятельности

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.

Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками.

Обратите внимание

Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка.

С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей.

У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом.

Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

Профилактика

Каждый специалист на вопрос: «В чем Вы видите возможности профилактики школьных неврозов?» отвечает практически одно и то же, исходя из собственных наблюдений.

Для того чтобы избежать неврозов у школьников, нужно изначально понять их причину. С этой целью проводятся опросы среди учащихся 4 — 8 классов.

Практически каждый ребенок заменил бы одного или нескольких педагогов, причем многие мнения сходятся на одном и том же учителе, что дает повод задумать о его некомпетентности по отношению к воспитанию детей и налаживанию контакта с ними.

Важно

В данном случае профилактика заключается в более тщательной подготовке и подборе педагогов.

Некоторые ученики говорят об отсутствии комфорта внутри класса, так как число девочек больше чем количество мальчиков или наоборот. Конечно же, с возрастом, в классе 8 или 9, внутренний дисбаланс уходит на нет, но психологическая травма уже может быть заработана. То есть школа изначально должна нивелировать подобные моменты, создавая благоприятные условия в коллективе.

Исследования показали, что в некоторых образовательных учреждениях либо отсутствует психолог, либо его работа сведена к минимуму, что в корне неправильно.

Психолог обязан проводить тесты или занятия в игровой форме среди детей 7, 8 и 9 лет, чтобы лучше узнать детей, заметить некоторые проблемы с адаптацией у некоторых школьников, поговорить с их родителями.

Все перечисленное поможет избежать развитие неврозов еще на самой начальной стадии.

Наиболее тяжелым аспектом профилактики является работа с родителями тех или иных учеников. Очень тяжело донести до взрослого человека с собственными представлениями о воспитании ребенка, что с его мальчиком или девочкой что-то не так, так как они привыкли видеть своё дитя самым лучшим во всем.

Особенно сложно ему доказать, что нарушение психики и нервной системы происходит в условиях дома, в семье.

Поэтому школа должна проводить родительские собрания и индивидуальные беседы с преподавателями и директором не только в рамках образовательного процесса, но и приглашать психолога, способного разъяснить некоторые аспекты, аргументировано объяснить свои опасения насчет поведения определенных детей, дать рекомендации, включающие советы по дальнейшим действиям со стороны родителей.

Совет

Для наибольшего эффекта необходимо скорректировать время, отведенное на уроки и отдых, как в образовательном учреждении, так и дома.

Очень редко можно встретить оборудованные спортивные площадки рядом со школой, на которых бы проводились занятия физкультурой, хотя практически всем известно, что смена деятельности и свежий воздух отлично снимает стресс и разгружает головной мозг от умственного перенапряжения.

Стоит сказать о неправильной тактике родителей, заключающейся в выполнении домашних заданий сразу же после учебы. Ребенок должен отдохнуть и отвлечься хотя бы на два часа.

Источник: http://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/chto-delat-dlya-profilaktiki-shkolnyh-nevrozov.html

Невроз: симптомы, лечение. Профилактика у детей и взрослых

Невроз. Это заболевание всё чаще охватывает наше общество. Невроз уверенно захватывает нас, его симптомы мы начинаем принимать как обычное для себя явление, не зная при этом, что мы больны этим недугом.

Например, частое плохое настроение, злость и раздражительность может быть не следствием изменения характера, а именно следствием невроза.

Именно сегодня мы бы хотели поднять такую серьёзную и набирающую обороты проблему как невроз.

Что такое невроз

Невроз – это группа функциональных психических расстройств нервной системы. Над изучением причин возникновения неврозов работали многие известные учёные, и каждый из них выдвигал свою версию их происхождения.

Действительно, очень сложно сказать, почему у нас возникает невроз.

Человеческий организм индивидуален и каждый из нас сталкивается с самыми разными психологическими проблемами, и каждая такая проблема откладывает свой отпечаток на нашу нервную систему.

В общих чертах, неврозу предшествуют следующие факторы: характер личности, условия воспитания, взаимоотношения (внутри семьи, в коллективе и с окружающими людьми), успех в делах и многое другое.

Большинство из нас подвержены неврозам в виду сложной физической и моральной нагрузки, неправильного образа жизни и стрессовых ситуаций. Неврозы у детей и подростков также далеко не редкость, в виду опять-таки сложной физической и умственной нагрузки, тяжёлых взаимоотношениях в коллективе, в семье и т.п.

Перед тем как перечислить конкретные причины возникновения неврозов, давайте мы рассмотрим его виды.

Виды неврозов

Неврозы можно фактически разделить на три группы:

  • Неврастения;
  • Невроз навязчивых состояний;
  • Истерия.

Поверхностно рассмотрим каждую из этих групп.

Неврастения

Неврастении подвержена та группа людей, которые часто испытывают чувство раздражения. Данное раздражение может быть как из-за людей, так и из-за самой себя.

То есть вас раздражают поступки людей, личностные их особенности, либо же собственные ошибки и неудовлетворённость собой.

При неврастении люди не видят проблемы в себе, а винят во всём окружающих, находя самые различные причины оправдывающие их и обвиняющие других.

Невроз навязчивых состояний

Обратите внимание

При неврозе навязчивых состояний человек подвержен страхам, например боязни одиночества, измены, наступления какой-либо ситуации и т.п. При неврозе навязчивых состояний, как правило, человек понимает необоснованность переживаний и страхов, но ничего не может с собой поделать.

Истерия

Истерия в большей части преобладает у женской части населения. Истерия может часто являться средством достижения определённых целей или защитной реакцией. Давайте разберём на примерах, чтобы были более ясны эти два момента.

В некоторых случаях истерические реакции являются средством защиты, например, когда при незначительной семейной ссоре больной начинает истерить, жалеть себя, надумывать и т.п., одним словом играя роль жертвы, чтобы остановить и разжалобить оппонента.

Второй вид истерических реакций как способ защиты – это агрессивный, когда при таких же ситуациях больной начинает истерить, но при этом не выступает в роли жертвы, а наоборот — хочет запугать оппонента, например, угрожая расправой над ним или угрожая покончить с собой.

Что касается истерических реакций как средства достижения целей, то в этом случае они используются больным как способ достижения желаемого, например, если больному в чём-то отказывают, то истерическая реакция проявляется, как способ разжалобить, так и как психическая реакция на отказ.

Причины невроза

Причины неврозов могут быть самыми разнообразными, поэтому давайте рассмотрим те, которые наиболее часто приводят к данному заболеванию.

  • Истощение нервной системы

Истощению нервной системы предшествует: большое количество проблем, стрессовые ситуации, переживания, конфликты, неудовлетворённость собой, чреда неудач и т.п.

Если говорить о конкретных ситуациях, то это: семейные ссоры, сложное материальное положение, стресс из-за какой-то новости, переживания по поводу работы, учёбы или отношений, конфликты внутри семьи или коллективе и многие другие ситуации.

Эмоциональные, умственные и физические перегрузки очень сильно влияют на нашу нервную систему. Отсутствие полноценного отдыха в полной мере — очень сильно влияет как на нашу нервную систему, так и на общее состояние организма.

Важно

Этому могут способствовать: плотный рабочий или учебный график, сложные физические тренировки, отсутствие полноценного сна и т.п.

Различные виды зависимостей прямым образом влияют на возникновение неврозов. Под зависимостями многие сразу понимают алкогольную зависимость, наркозависимость и никотиновую зависимость, но помимо этого есть ещё компьютерная зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость и прочие зависимости, которые не менее пагубны. Все эти зависимости способствуют возникновению неврозов.

Сниженный иммунитет является ещё одной причиной возникновения неврозов. В связи с этим наш организм теряет энергию и подвержен различного рода недугам. Из-за слабости мы становимся вялыми, раздражительными и нервно неустойчивыми, что и приводит к неврозу.

Симптомы невроза

Каковы же признаки невроза? – Невроз может проявляться как скрытыми, так и явными симптомами, давайте их рассмотрим.

  • Хроническая усталость и переутомляемость

Если вы постоянно чувствуете усталость даже утром, после того как выспались или же быстро устаёте даже при незначительной физической активности, то возможно это всё по причине невроза.

Вы постоянно находитесь в напряжении, вас посещают какие-либо навязчивые мысли, переживание и т.п. – если такое наблюдается довольно продолжительное время, то это может быть неврозом.

Бурные и порой даже неадекватные реакции на те или иные ситуации – также признак невроза.

Частые смены настроения без какой-либо причины — это явный признак наличия невроза.

Вас абсолютно всё раздражает, даже самые пустяковые ситуации: яркий свет, кофточка подруги, рассказы коллеги и многое другое.

Вы всё принимаете близко к сердцу, даже при самых безобидных ситуациях вам хочется плакать, удалиться от всех в уютной тёмной комнате, спрятавшись от всех негативных явлений.

Ещё один частый признак невроза – это нарушение сна. Нарушения сна заключаются в том, что вы долгое время не можете уснуть, либо же вы часто просыпаетесь ночью или же вовсе практически не спите. Сюда же можно отнести и частые ночные кошмары.

Как вылечить невроз

Лечение невроза довольно сложный процесс. В каждом случае он требует индивидуального подхода. Если у вас наблюдаются симптомы, которые так или иначе схожи с симптоматической картиной невроза, то обратитесь к психотерапевту.

В первую очередь необходимо установить причины появления невроза и устранить их. Как правило, необходимо придерживаться принципов здорового образа жизни. В некоторых случаях рекомендуется сменить место работы, так как очень часто именно тяжёлая работа становится одним из факторов появления невроза.

Совет

При диагностировании невроза рекомендуется продолжительный отдых. Это может быть поездка как на море, так и в лечебный санаторий. Для восстановления нервной системы в первое время необходим полный покой. При необходимости могут быть назначены психологические сеансы, если невроз достиг серьёзных масштабов.

Также при неврозах применяется и медикаментозное лечение. В частности очень эффективен препарат Нервохель. Наряду с данным препаратом назначаются иные успокоительные препараты, а при необходимости даже антидепрессанты.

Читайте также:  Профилактика болезни альцгеймера: как предотвратить и избежать

Профилактика неврозов

В виду того, что невроз очень распространённое заболевание, каждый человек должен проводить профилактические меры, чтобы избежать его появления.

В первую очередь необходимо придерживаться . Очень важен полноценный 8-ми часовой сон, и это очень важно. Самое главное — сон помогает восстановить нам силы, которые были растрачены в течение дня.

А кроме того, сон – это удивительный процесс, таящий в себе большое количество загадок и именно во время сна наш мозг как бы «переваривает» всё то, что произошло за день и всё что нас беспокоит.

Ведь наверняка вы замечали, что то, о чём вы переживали вечером, на утро после сна уже не так беспокоит. Поэтому уделите большое значение правильному и здоровому сну.

Также уделяйте время и полноценному отдыху, это необходимо как для восстановления сил, так и для психологического состояния.

Ну и, конечно же, избегайте стрессов и переживаний. Если вы замечаете за собой раздражительность, то для успокоения пропейте успокоительное.

Источник: http://dicask.ru/health/360-nevroz-simptomy-lechenie.-profilaktika-u-detey-i-vzroslyh.html

Лечение и профилактика неврозов: при лечении больных неврозами прежде всего необходимо постараться

При лечении больных неврозами прежде всего необходимо постараться устранить неблагоприятные факторы, которые спровоцировали заболевание, а затем проводить такие лечебные мероприятия, как психотерапия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, санаторно-курортное лечение.

Психотерапия делится на рациональную и каузальную.

К рациональной психотерапии относится, в частности, метод “перевоспитания”, при котором, как при обучении, развивается и укрепляется интеллект больного. Его учат правильно смотреть на вещи и явления своей жизни, приучают к коррекции масштаба своих переживаний. Больному разъясняют физиологическую сущность невроза и его субъективных жалоб, убеждают в возможности полного излечения. Одновременно с этим необходимо провести тщательное клиническое обследование больного. Врачу надо очень тактично отнестись к жалобам больного, добиться полного его доверия, разъяснить, почему назначено то или иное лечение. Рациональная психотерапия особенно эффективна при неврастении. При истерии эффективной является гипнотерапия, а также сугестивная психотерапия. В случаях истерических параличей можно при помощи переменного тока вызвать сокращение той или иной мышцы или движение всей конечности и таким путем продемонстрировать больному возможность совершения им движений. Каузальной психотерапией добиваются осознания больным факторов, которые привели к возникновению невроза и понимания причин его развития, что помогает больному преодолеть болезнь. Важным лечебным фактором является аутогенная тренировка. Необходимы строгий режим труда, отдыха, сна, питания, освобождение от дополнительных нагрузок. Назначают общеукрепляющее лечение, при необходимости — седативные средства.

Медикаментозное лечение должно быть направлено на нормализацию основных нервных процессов — возбуждения и торможения. С этой целью проводится терапия бромом и кофеином Бром усиливает процессы торможения, а кофеин повышает силу возбудительного процесса.

Умелое сочетание этих препаратов дает возможность в одних случаях укрепить процессы торможения, а в других — усилить процессы возбуждения. Назначают микстуру И. П. Павлова: натрия бромид 0,5 (2,0) г, кофеин-бензоат натрия 0,2 (0,5) г на 200 мл воды. Принимать по столовой ложке 3 раза в день. При преобладании процессов возбуждения повышают дозу натрия бромида и снижают дозу кофеи-на-бензоат натрия, а при преобладании тормозных процессов— наоборот. Рекомендуется удлиненный ночной сон, а также дневной сон в случаях, когда больной проводит лечение в стационаре или санатории. С этой целью назначают снотворные средства (фенобарбитал, ноксирон, седуксен, эуноктин и др.). При гипостенических формах неврастении—стимулирующие средства: пантокрин, китайский лимонник, элеутерококк в виде настоек, витамины группы В и аскорбиновую кислоту. При плохом аппетите — подкожное введение инсулина 4 ЕД и внутривенное — 20—30 мл 40 % раствора глюкозы (15—20 вливаний на курс). Из физиотерапевтических процедур можно назначать водные процедуры (солено-хвойные, углекислые и другие ванны, душ Шарко, циркулярный душ, влажные укутывания), массаж воротниковой зоны. Рекомендуются утренняя гимнастика, легкие спортивные игры, лечебная физкультура ( для больных с превалированием возбудительного процесса менее активная, а для больных с преобладанием тормозных процессов—более активная). Для больных, страдающих неврозом навязчивых состояний, санаторно-курортное лечение в санаториях общего профиля не показано. Их следует направлять в санатории невросоматического типа.

Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении культуры производства и быта, повышении общей культуры, духовного и материального уровня трудящихся, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Источник: Ярош А.А.. Нервные болезни. 1985

Источник: https://med-books.info/nevrologiya-neyrohirurgiya_760/lechenie-profilaktika-nevrozov.html

Профилактика и коррекция неврозов

Неврозы — социальные заболевания, они порождаются дефектами во взаимоотношениях между людьми. Поэтому основа их профилактики — поддержание гармоничных отношений в семье, соблюдение педагогического такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Решающая роль при этом принадлежит педагогам, так как их поведение и методы воздействия на детей могут в крайне негативных случаях вызывать невротические реакции называемые – дидактогении либо, наоборот, гасить травмирующие конфликты и компенсировать психические травмы.

Неврозы в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротического развития личности могут переходить в зрелый возраст.

Обратите внимание

Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно (главным образом транквилизаторами).

Комплексная терапия неврозов проводится обычно амбулаторно, лишь в некоторых случаях детей, страдающих неврозами, госпитализируют в детские психоневрологические санатории и больницы.

Причиной школьных неврозов чаще всего являются дидактогении. Дидактогения (от греч. didaktikos-поучающий, и genes – рождающий, рожденный), негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя(воспитателя, тренера). Выражается в фрустрации, страхах.

Подавленном настроении, отрицательно сказывается на учебной деятельности учащегося. Затрудняет межличностные отношения. В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога.

Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогении нередко перерастают в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии.

Некоторые педагоги считают допустимым с целью наказания ученика либо для снижения завышенной самооценки публично высмеять его, подчеркнуть (нередко с преувеличением) его недостатки, провести невыгодное сравнение с достижениями сверстников. Такое воздействие равносильно оскорблению ребенка, особенно если оно совершается в грубой форме.

С точки зрения школьной психогигиены такая форма педагогического общения крайне вредна поскольку дает внешний эффект снижения нежелательной активности ученика, но не может ориентировать его на положительные достижения в учебной деятельности.

Таким образом, не только разрушается авторитет педагога, вера в его доброжелательность и справедливость, но и ослабляется чувство психологической защищенности, необходимое для эмоционального равновесия ребенка.

Важно

Или, например: “Учительница пригрозила шалившим первоклассникам оставить их в школе на ночь и, уйдя из класса, закрыла дверь на ключ. У одной девочки возник приступ страха: вдруг забудут открыть дверь, и придется прыгать с 3-го этажа. Она кричала, плакала, стучала в дверь.

Дома после этого не оставалась при закрытых дверях: возник страх закрытых дверей”.

Реакцию невроза может дать и длительное моральное давление на ребенка (например, перекладывание ответственности за те проблемы, в которых учащиеся не виноваты: невыплата заработной платы педагогу, плохие результаты обучения из-за неправильного выбора методики обучения и другие).

Чтобы предотвратить возникновении дидактогении у учащихся каждый педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, осуществлять рефлексию своей деятельности и общения, учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности .

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

– смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

– повышение их активности и самостоятельности;

– устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.;

– коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий.

К психодинамическому направлению коррекции традиционно относятся психоаналитический и гуманистически-ориентированный подходы.

Основной целью коррекции в рамках психодинамического подхода является создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Это успешно разрешается с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-терапии.

Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: метод свободных ассоциаций; толкование сновидений; интерпретация; анализ сопротивления; анализ переноса. Детские психоаналитики разработали специальные психокоррекционые техники: это игра и арт-терапия.

Совет

Авторами подчеркивалось значение недирективной игровой психотерапии, которая решает три основные задачи: 1) способствует развитию самовыражения у ребенка; 2) коррегирует эмоциональный дискомфорт; 3) формирует саморегулирующие процессы.

В основе гуманистически-ориентированного подхода лежит установление эмпатической связи психолога с ребенком, полное принятие ребенка и искренняя вера психолога в способности ребенка, в его успехи. В рамках данного подхода широко используются методы «терапии на основе экспрессивных искусств»; арт-терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия.

Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, психорегулирующих тренировок.

В отечественной психологии разработаны многочисленные методы психологической коррекции на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подхода.

К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., описанных в работах В.И.Гарбузова, Д.Н.Исаева, А.И.

Захарова, Б.З.Драпкина.

В рамках данного подхода широко используются поведенческие методы, например, метод условно-рефлекторной терапии (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977); суггестивные воздействия в процессе сказкотерапии для детей с различными формами неврозов (Захаров, 1982). А.И.

Захаров разработал методику игровой психотерапии, направленную на восстановление нарушенных отношений у ребенка. При индивидуальной психотерапии автор использовал следующие этапы: беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение.

По мнению автора, при острых невротических реакциях следует делать акцент на спонтанный компонент игры, при невротическом развитии – необходимо делать акцент на направленные методы (Захаров, 1982).

В отечественной психологии широко используются также методы семейной психокоррекции (Захаров, 1982; Спиваковская, 1988; Эйдемиллер и Юстицкий, 1992).

Обратите внимание

В рамках психолого-педагогических исследований разрабатываются и используются различные методы психологической коррекции: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструктурированные игры (игры с песком, водой, глиной и др.), групповые подвижные игры.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо учитывать следующие факторы:

психологические, включающие в себя личностные характеристики ребенка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений;

педагогические факторы – уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребенка;

клинические факторы, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

Тема 11. Современные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

Предмет, цели и задачи коррекционной педагогики. Проблема обучения аномальных детей в рамках специального коррекционного обучения. Принципы и методы коррекционной педагогики.

Содержание, формы и методы обучения детей с особыми образовательными потребностями. Обострение противоречий в понимании целей и задач коррекционного обучения.

Перспективы коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Система специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, отбор детей в эти учреждения, психологическая работа при отборе детей, принципы коррекционной педагогики. Современные теории и системы воспитания и коррекции поведения лиц с проблемами в развитии.

Читайте также:  Мозаичная форма синдрома дауна: фото детей

Понятие интеграции в образовании, соотношение дифференцированного и интеграционного подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально психологические проблемы инклюзивного образования.

Особенности взаимодействия детей-инвалидов и их нормально развивающихся сверстников.

Важно

Система социальных институтов для оказания консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи.

Источник: https://cyberpedia.su/6x89d9.html

Глава 15. Профилактика неврозов

Говорить о профилактике неврозов и просто, и сложно.

Просто потому, что причиной их возникновения в большинстве случаев является психотравмирующее воздействие и предупреждение их играет решающую роль в профилактике неврозов.

Сложно потому, что, с одной стороны, не всегда легко выявить ту или иную психотравмирующую ситуацию, часто причиной заболевания является соматический фактор, переходящий в психотравмирующий, с другой стороны, устранение психотравм или адаптация к ним становится трудным, а порой и невозможным мероприятием.

Однако, учитывая, что не только психотравмы, но и другие факторы могут спровоцировать начало невроза, мы считаем необходимым начать описывать его профилактику, начиная с внутриутробного развития ребенка.

Для нормального развития плода мать должна вынашивать ребенка в атмосфере полного спокойствия. Она должна полноценно питаться, ее пища должна быть полноценной, калорийной и насыщенной витаминами. Окружающая обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, то есть мать должна быть здоровой, а ее семья благополучной.

Затем большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка. На эту тему имеется необозримая литература. По мнению А.В. Свядоща (1997).

для правильного воспитания ребенка необходимо «развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам».

Но для этого, с нашей точки зрения, необходимо, чтобы у ребенка была хорошая семья, здоровые и благополучные родители, приличное материальное благосостояние.

Совет

Ребенок не должен быть свидетелем конфликтных отношений в семье; его воспитание не должно проходить в обстановке постоянных запретов, он должен быть свободен, но его свобода должна быть ненавязчиво ограничена.

С раннего детства ребенка необходимо приучать к аккуратности, соблюдению правил гигиены, правильному и калорийному питанию, воспитывать трудолюбие, любовь к близким и учебе. Причем все это должны делать родители не на словах, а на собственном примере. Необходимо с детства приучать ребенка к труду, любви к книге. Очень важно как можно с более раннего возраста приобщать ребенка к физкультуре. Спортивное воспитание ребенка является лучшей профилактикой не только неврозов, но и любого другого заболевания.

Ребенок, которому с детства все было дозволено, который был слишком заласкан, вырастает эгоистом, думающим только о себе, пренебрегающим интересами других, становится чрезмерно чувствительным, раздражительным, плаксивым, подвержен частым срывам.

Ни в коем случае нельзя слишком захваливать ребенка, так как это ведет к развитию у него таких отрицательных черт, как тщеславие, высокомерие и чувство превосходства над другими. Такие дети не пользуются авторитетом у своих сверстников, это приводит к замкнутости. При первой же неудаче у таких ребят может наступить тяжелый срыв.

Вредным также является постоянное напоминание ребенку о его даже самых незначительных недостатках, не говоря уже о его неполноценности, никчемности.

Нельзя подавлять инициативу и требовать от ребенка беспрекословного послушания.

Это может привести к развитию таких черт характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, что дает почву для развития невроза с навязчивостями.

Постоянное напоминание ребенку о том, что он лентяй, бездельник, лодырь, никчемный человек, может привести к тому, что он станет крайне неуверенным в себе, робким, застенчивым, не умеющим добиваться чего-либо в жизни.

В семье как можно меньше нужно говорить на темы о болезнях, о страданиях людей.

Всегда нужно с оптимизмом говорить о сегодняшнем дне и о перспективе, о положительных жизненных установках, о том, что человек должен уметь стойко переносить все невзгоды и что в его организме имеются огромные ресурсы для преодоления любых трудностей.

Обратите внимание

Весьма существенным для большей устойчивости и выносливости растущего организма является правильное половое воспитание. Родители при гигиеническом уходе за ребенком не должны акцентировать внимание ребенка на прикосновении к его половым органам, дабы не вызвать полового возбуждения. При купании ребенка прикасаться необходимо равномерно к любым частям его тела.

К сожалению, многие матери особенно нежно и бережно прикасаются к половым органам мальчиков. Ни в коей мере нельзя, чтобы ребенок ложился в постель к родителям или спал с другими детьми даже в раннем возрасте. Это может в дальнейшем способствовать различным нервно-психическим заболеваниям.

Совершенно недопустимым является случай, когда ребенок становится свидетелем половых отношений между родителями.

Необходимо, чтобы сексуальное воспитание ребенка проводилось тактично, по мере роста его интереса к этой проблеме. Интерес к проблеме должен исходить от ребенка, а разъяснения родителей должны быть адекватны уровню интереса последнего, они должны касаться отдельных сторон проблемы, а не проблемы в целом.

Не следует замалчивать эту тему; нужно вести себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, естественное отношение к ней.

Никогда нельзя на ребенка, уличенного в занятиях онанизмом, обрушивать гнев, осуждение и упреки в совершении грязного поступка, это в будущем может способствовать образованию навязчивого страха.

Отрицательное влияние на ребенка оказывают нездоровые отношения в семье между родителями и особенно уход одного из родителей из семьи. Нельзя допускать, чтобы ребенок становился свидетелем ссор между родителями, тем более он не должен привлекаться в качестве арбитра для улаживания отношений между ними.

В случаях разрыва отношений между родителями, последние не должны вызывать враждебного чувства к ушедшему родителю, запрещать свидания ребенка с отцом или матерью.

Важно

И, несмотря на то, что разрыв между родителями является тяжелой драмой для ребенка, необходимо делать все возможное и даже невозможное, чтобы оставивший семью родитель оставался другом ребенка.

Для того чтобы у взрослого человека любая психотравмирующая ситуация, даже очень сильная, не могла вызвать тот или иной нервный срыв, необходимо предусмотреть следующие профилактические шаги.

Прежде всего это создание такой социальной среды для каждого индивидуума в отдельности, которая бы способствовала устранению неуверенности в завтрашнем дне, росту уважения, личного достоинства человека, нормализации жилищных условий, бытовых условий, ликвидации источников (травматических, инфекционных), вызывающих те или иные заболевания, способствующие ослаблению организма и ведущие к возникновению неврозов. Если говорить о «неврозах военного времени», то самой лучшей мерой профилактики против них может быть только поддержание прочного мира.

Важными факторами профилактики неврозов является нормализация режима труда и отдыха, достаточный сон. Всякое недосыпание способствует наращиванию общей астенизации организма, снижению работоспособности, возникновению неврозов.

Лучшим средством в борьбе со снижением работоспособности, способом поддержания общего тонуса является, с нашей точки зрения, аутогенная тренировка.

Сегодня накоплен огромный опыт, свидетельствующий о том, что овладение аутогенной тренировкой увеличивает производительность труда, улучшает общее самочувствие, углубляет ночной сон и повышает жизненный тонус.

Мы проводили широко аутогенную тренировку на предприятиях, в среде актеров, спортсменов, в школе. Везде мы добивались высоких результатов в повышении работоспособности, актерского и спортивного мастерства, успеваемости.

Не менее важным фактором в профилактике неврозов является строгое соблюдение здоровым или больным человеком спортивного режима. Мы часто рекомендовали больным с навязчивыми страхами, помимо медикаментозного лечения и психотерапии, также соблюдение того или иного спортивного режима.

Чаще всего это был бег трусцой, на втором месте — утренняя зарядка либо сочетание бега с зарядкой; на третьем — плавание. Важность занятий спортом разъяснялась больным во время гипносуггестивной терапии: систематические занятия спортом способствуют повышению мышечного тонуса. В свою очередь, повышение мышечного тонуса способствует повышению тонуса мозговых клеток.

Совет

И наконец, повышение тонуса мозговых клеток способствует быстрейшему угасанию любых невротических симптомов, в том числе и навязчивых страхов.

После окончания курса лечения и устранения навязчивых страхов рекомендации продолжать и после лечения строгое соблюдение спортивного режима основывались на том, что поддержание при помощи физкультуры высокого мышечного тонуса и тонуса мозговых клеток будет препятствовать обострению заболевания при стрессовых состояниях.

Источник: http://www.vash-psiholog.info/kamestki/nevrozologiya/1897–15–.html

Симптомы, причины и профилактика неврозов

Болезнь века — неврозы — это функциональные расстройства нервной системы человека.
Неврозы сопровождаются следующими симптомами: неустойчивостью настроения, утомляемостью, недовольством своими действиями и поступками окружающих.

Как правило, люди, страдающие неврозами чувствуют беспричинный страх, раздражение, тревогу или тоску. К этим симптомам добавляются и физические недомогания — головные боли, головокружения, мышечные спазмы, дрожание конечностей. Основной метод лечения неврозов — психотерапия.

Кроме этого применяются антидепрессанты, транквилизаторы и некоторые другие медикаменты, физиотерапия, иглоукалывание.

Но обязательно, сначала невропатолог должен диагностировать вид невроза, и только потом, в зависимости от полученных результатов, подбирается необходимое лечение невроза.

Разновидности неврозов

Какие встречаются неврозы? Чаще всего встречается неврастения (астенический невроз), которая характеризуется сочетанием повышенной раздражительности с быстрой утомляемостью. Симптомами неврастении является упадок сил, головные боли, которые обычно возникают во второй половине дня, расстройства сна, снижение работоспособности, неприятные ощущения в области желудочно-кишечного тракта, покалывание в сердце, шум в ушах. Одна из разновидностей невроза — истерический невроз, чаще бывает у женщин. Проявляется такой невроз демонстративными истерическими приступами, безудержными слезами, неожиданно бурной реакцией. Достаточно неосторожного слова, чтобы начались рыдания, проклятия и угрозы покончить с собой. Больные истерией всегда подчеркивают исключительную тяжесть своего заболевания. Представляя себя самыми несчастными на свете, они глубоко вживаются в созданный образ. Невроз навязчивых состояний наблюдается присутствие навязчивых мыслей, представлений, желаний, фобий, воспоминаний или каких-то идей, вынуждающих к определенным действиям, от которых человек не в состоянии отказаться самостоятельно. К примеру, это могут быть многократные проверки – закрыта ли дверь, выключен ли утюг и пр.

Причины возникновения неврозов

Первопричина возникновения неврозов — в негативных эмоциях. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания может быть неправильное воспитание, наследственность, личностные особенности, длительное психическое перенапряжение, конфликтная ситуация, эмоциональный стресс, психологическая травма, ослабленность организма, например, вследствие перенесенного ранее заболевания или физической травмы (к примеру, сотрясение мозга). Что можно сделать для профилактики неврозов? Для начала просмотрите свой рацион питания. Лечебное питание при неврозах имеет большое значение. Нужно увеличить количество продуктов, богатых витаминами В и С, калием и магнием. Рекомендуются включать в повседневное меню листья зеленого салата, огурцы, орехи, мясо птицы, рыба, кефир, йогурт, настой шиповника, творог, зеленый чай, цитрусовые, томаты, шоколад.

Позаботьтесь о режиме труда и отдыха. Старайтесь по возможности избегать отрицательных эмоций. Улучшить настроение поможет исключение из рациона продуктов с высоким содержанием жиров и углеводов. Они тяжелые для желудка и плохо влияют на нервную систему. Противопоказан слишком крепкий черный чай, кофе. Алкоголь вызывает привыкание и усугубляет депрессию. Не получится «утопить» в рюмке все проблемы.

Источник: http://budtezdorovy.net/2015/10/simptomy-prichiny-i-profilaktika-nevrozov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector