Умственная отсталость легкой степени у детей: симптомы, признаки и причины

Как определить симптомы умственной отсталости у детей?

Умственная отсталость, также называемая олигофренией, сопровождает ряд генетических заболеваний, таких как синдромы Дауна, Ретта, Прадера-Вилли, Вильямса, Ангельмана.

Также она может наблюдаться у детей из неблагополучных семей, которые в первые годы жизни не получали внимание и знания.

Первые симптомы умственной отсталости у детей проявляются в раннем возрасте: ребенок отстает в умственном развитии от сверстников, с ним сложно наладить контакт, он медленно приобретает навыки либо не приобретает их совсем.

Как проявляется синдром Денди Уокера у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Общие сведения об умственной отсталости

Умственная отсталость широко распространена в мире: по разным оценкам, 1-3% населения планеты имеют ту или иную степень заболевания.

Легкая степень умственной отсталости встречается наиболее часто и составляет 75-85% от всех случаев, умеренная, тяжелая и глубокая степени встречаются намного реже.

У мальчиков интеллектуальные нарушения встречаются в два раза чаще, чем у девочек.

Недуг затруднительно выявить в дошкольном возрасте, поскольку критерии определения состояния интеллекта не подходят для этого возрастного периода, но, если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, первые признаки можно заметить и в раннем возрасте.

Обратите внимание

Обычно патологию выявляют, когда ребенок поступает в школу, где выясняется, что он не способен в полной мере усвоить программу. В отдельных случаях легкие степени обнаруживаются позднее: в подростковом и взрослом возрасте.

При своевременном начале коррекционной работы большинство детей с этой патологией получают базовые знания и навыки, которых достаточно для относительной адаптации в обществе.

Но дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости практически не способны овладеть какими-либо навыками и полностью зависят от родственников.

к содержанию ↑

Причины появления

Основные причины возникновения умственной отсталости:

  1. Генетические нарушения. В момент, когда совершается зачатие, может возникнуть спонтанная мутация, вероятность возникновения которой увеличивается, если родители злоупотребляют спиртным, имеют наркотическую зависимость, генетические аномалии, работают в сферах, где необходимо взаимодействовать с радиацией либо с токсическими веществами. Многие генетические нарушения сопровождаются отклонениями в когнитивных функциях.
  2. Инфекционные заболевания, перенесенные в период вынашивания, включая герпес, цитомегаловирус, краснуху, гонорею, сифилис, корь, ветряную оспу. Эти заболевания способны значительно повлиять на развитие плода и нарушить формирование мозга. В этих случаях умственная отсталость может сочетаться с другими нарушениями, например с детским церебральным параличом.
  3. Химическое или радиационное воздействие во время беременности. При этом не исключается отсроченное воздействие: женщины, получившие высокую дозу радиации, могут родить ребенка с нарушениями, так как радиация сохраняется в теле длительное время.
  4. Сильная недоношенность. Дети, появившиеся на свет значительно раньше положенного срока, часто страдают различными нарушениями, включая олигофрению. Недоношенность редко приводит к возникновению умеренных и тяжелых форм умственной отсталости.
  5. Выраженный дефицит йода в организме матери. Йод влияет на процессы формирования мозга, поэтому матери необходимо питаться полноценно при беременности.
  6. Различные нарушения при вынашивании (резус-конфликт, тяжелый токсикоз, гипоксия и другие). Мозг — самая уязвимая часть тела: даже кратковременная нехватка кислорода способна привести к непоправимым изменениям.
  7. Родовые травмы. Даже при благополучном течении беременности существует риск возникновения осложнений при родах, поэтому беременным женщинам следует прислушиваться к рекомендациям лечащего врача: лучше провести кесарево сечение, если для него есть показания, чем рожать естественным путем, увеличивая вероятность возникновения серьезных отклонений у ребенка.
  8. Черепно-мозговые повреждения и нейроинфекции в первые недели жизни. К нейроинфекциям относятся менингит и энцефалит. Также к умственной отсталости могут привести абсцессы, отеки мозга и другие поражения.
  9. Гидроцефалия. Детям с этим заболеванием необходимо провести оперативное вмешательство как можно быстрее, чтобы оно не привело к серьезным нарушениям в работе мозга.
  10. Социально-педагогическая запущенность. Встречается в крайне неблагополучных семьях, где родители имеют алкогольную либо наркотическую зависимость. Также есть случаи, когда родители и без зависимостей игнорировали детей либо специально над ними издевались: привязывали, запирали, запрещали разговаривать, избивали. Обычно у подобных родителей в анамнезе есть серьезные психические отклонения.

Если ребенок до шести-семи лет не усвоит хотя бы один язык, в дальнейшем он также не сможет его усвоить в достаточной мере и не адаптируется.

к содержанию ↑

Классификация

Существует четыре степени умственной отсталости:

  1. Легкая. Ранее легкую степень называли дебильностью, но из-за стигматизирующей окраски большинство медицинских специалистов отказались от использования этого слова и других (имбецильность — умеренная олигофрения, идиотия — глубокая). Коэффициент интеллекта у детей с этой степенью составляет 50-69. Интеллектуальный возраст находится в пределах 9-12 лет. Это означает, что, повзрослев, дети останутся на этом возрастном уровне развития.
  2. Умеренная. Коэффициент интеллекта составляет 35-49, а интеллектуальный возраст — 6-9 лет. Чем выше коэффициент интеллекта, тем больше возможностей для обучения и адаптации ребенка в обществе.
  3. Тяжелая. Коэффициент интеллекта составляет 20-34, а интеллектуальный возраст — 3-6 лет. Адаптация таких детей практически невозможна, особенно если IQ находится в нижних границах.
  4. Глубокая. Коэффициент интеллекта — менее 20, интеллектуальный возраст — до 3 лет. Адаптация невозможна, дети полностью зависят от родителей и не способны выполнять даже простые задания.

Ранние классификации также включали пограничную олигофрению, при которой IQ составлял 68-85 баллов, но в более современных справочниках эта разновидность отсутствует.

Если у ребенка есть нарушения, которые затрудняют процесс проверки интеллекта (например глухота, слепота), доктора выставляют диагноз «другие формы олигофрении».

Каковы причины аутизма у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Симптомы, признаки и характеристика

Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.

Дебильность

Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.

Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.

Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.

В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.

У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.

Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).

Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.

к содержанию ↑

Имбецильность

Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.

Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.

Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.

Важно

Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.

Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.

Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.

Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.

Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо.

Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.

Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.

к содержанию ↑

Идиотия

Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:

  • ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
  • эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
  • практически не запоминает людей;
  • поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
  • не воспринимает обращенную к нему речь;
  • моторика нарушена.

Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита.

Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.

Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).

Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.

к содержанию ↑

Диагностика

Диагностировать умственную отсталость достаточно легко. Доктора анализируют информацию, полученную от родителей, разговаривают с ребенком, наблюдают за его действиями.

Если малыш достаточно взрослый, проводятся тесты, отображающие уровень его словарного запаса, коэффициент интеллекта, особенности памяти и другие показатели.

Тесты подбираются под возраст ребенка: чем он младше, тем они проще.

Например, ребенку могут предложить выложить картинки в определенной последовательности, рассказать о том, что изображено на рисунке, объяснить значение пословицы, сказать, чему учит прочитанная сказка.

Совет

Также показано проведение электрокардиограммы, магнитно-резонансной и компьютерной томографии, генетических исследований.

При подозрении на наличие других нарушений в организме назначаются дополнительные обследования.

к содержанию ↑

Лечение и коррекция

Медикаментозное лечение при умственной отсталости не показывает значительной эффективности (ключевое значение в любом случае имеет педагогическая работа), но при этом назначается часто и включает в себя:

  1. Ноотропы. Улучшают кровообращение в тканях мозга, стимулируют познавательную активность, уменьшают апатичность. Примеры: Пирацетам, Кортексин.
  2. Витамины и минералы. Имеют общеукрепляющее действие. Комбинации подбираются в зависимости от особенностей состояния ребенка. Часто назначается йод, кальций, магний.
  3. Транквилизаторы и седативные средства (по показаниям). Назначаются, если ребенок плохо спит, тревожен (что не редкость при олигофрении), агрессивен. Примеры: Диазепам, отвары лечебных трав (ромашка, мята, мелисса, пустырник, валериана), Ново-Пассит.
  4. Диуретики (если присутствует повышенное внутричерепное давление). Примеры: магнезия, Фуросемид.

В случае необходимости доктора назначают дополнительные медикаментозные средства.

Читайте также:  Неврастения у детей: симптомы, признаки и лечение

Дети обучаются в коррекционных учебных заведениях, где учитываются их индивидуальные особенности.

Программу они усваивают медленнее и не полностью, но получают возможность приобрести навыки, которые позволят им в будущем заботиться о себе самостоятельно. Также ведется работа с коррекционными психологами и логопедами.

По мере взросления дети запоминают простые навыки. Чем выше коэффициент интеллекта, тем более сложную работу они смогут выполнять в будущем.

Чтобы улучшить координацию и укрепить мышечную систему, дети регулярно выполняют комплексы лечебной гимнастики и упражнения для развития мелкой моторики (расстегивание пуговиц, молний, перекладывание игрушек, завязывание узелков).

Воспитание детей с этим нарушением предполагает прививание базовых нравственных норм, правил поведения, предоставляет образы-штампы, которые позволят детям принимать правильные с моральной точки зрения решения. Дети учатся различать добро и зло, лучше контролируют эмоции.

При воспитании педагог не должен кричать на детей, использовать оскорбления: неадекватный воспитатель вряд ли сможет дать многое тем, кого воспитывает.

к содержанию ↑

Прогноз

Людям с легкой и умеренной умственной отсталостью удается частично либо полностью адаптироваться в обществе, некоторые из них даже имеют семью, друзей.

Да, люди с умственной отсталостью не смогут выполнять сложную, требующую активного использования когнитивных навыков работу, но простой монотонный труд им под силу.

При тяжелой и глубокой степени прогноз неблагоприятен: адаптация затруднена либо невозможна. Дети с тяжелой интеллектуальной отсталостью способны усвоить некоторые бытовые навыки и частично себя обслуживать, но глубокую отсталость практически никак нельзя смягчить.

Обратите внимание

Чем раньше начнется коррекционная работа, тем выше будут результаты, поэтому родителям следует при первых подозрениях на наличие у ребенка когнитивных отклонений проконсультироваться со специалистами.

Умственная отсталость и школа. О возможности обучения в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/u/umstvennaya-otstalost/u-detej-simptomy-9.html

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Расстройства психического развития

22.11.2017

3.8 тыс.

2.5 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Важно

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Совет

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность – легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность – средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия – глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции – удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

Обратите внимание

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках.

Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии.

Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

При умственной отсталости показана симптоматическая терапия.

Таким пациентам прописывают витамины и минеральные комплексы, ноотропные препараты (Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром) и средства для улучшения метаболизма в головном мозге.

При психомоторном возбуждении используют седативные препараты (Персен), при заторможенности – стимуляторы мягкого действия. Лечение и дозировка средств зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных особенностей пациента.

При лечении необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку в адаптации к коллективу. Это необходимо, поскольку зачастую здоровые дети не принимают умственно отсталых. На этом фоне возникают различные конфликты. Психолог должен работать и с родителями, поскольку после установления такого диагноза они начинают переживать, что влияет на ребенка.

Если у пациента наблюдаются дефекты речи, ему показаны занятия с логопедом. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. Впоследствии больному олигофренией помогают выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/umstvennaya-otstalost.html

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей.

Важно

Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети».

Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Признаки

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Помимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных  и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин.

Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна.

А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин «умственная недостаточность».

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Читайте также:  Фебрильная шизофрения: температура и лечение гипертоксической формы

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

Степени

Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

МКБ-10 насчитывает не три, а четыре степени отсталости интеллекта у детей:

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов;
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов;
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов;
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.

К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится.

Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка.

Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

Причины

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики.

Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко.

В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Поражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

Симптоматика

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками.

Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения.

Совет

Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, у таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием.

По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение.

Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения.

Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств.

При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

Обратите внимание

Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

  1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень;
  2. Системное недоразвитие речевых навыков;
  3. Некритичное, конкретное мышление;
  4. Некоторые нарушения восприятия;
  5. Разнообразные нарушения внимания;
  6. Плохая продуктивность памяти;
  7. Нарушение эмоционально-волевой сферы;
  8. Недоразвитие всех интересов.

Диагностика

Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни.

Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны.

Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта.

Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки.

На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

Важно

Умственная недостаточность —  задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

Наличие других болезней —  умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

Адаптивное поведение — всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

Коэффициент IQ — всегда должен учитывать культурные особенности.

В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

Дифференциация

Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/umstvennaya_otstalost_u_detej.html

Умственная отсталость легкой степени у ребенка — что делать

Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии.

Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).

У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики.

Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер.

Совет

И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).

Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.

Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить.

УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.

Степени умственной отсталости

В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

  • Лёгкая (дебильность)
  • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
  • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия)

И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении.

Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра).

В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально.

Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.

Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости

У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.

Читайте также:  Новейшие методы лечения шизофрении без нейролептиков: показан галоперидол

Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы.

Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными.

Обратите внимание

Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.

Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.

Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?

Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:

  • Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
  • Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
  • Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
  • Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
  • Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Поговорим о деменции альцгеймеровского типа

В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:

  • С трудом может играть в команде.
  • Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
  • Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
  • Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
  • Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.

Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

  • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
  • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу.

    Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.

Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног.

Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму.

Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

  • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
  • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
  • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
  • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
  • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
  • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
  • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.

Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО

  • Восприятие.  При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу.

    Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.

Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено.

Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.

  • Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
  • Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
  • Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
  • Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.

Особенности обучения детей с УО в легкой степени

Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций.

Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.

Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению.

При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала.

Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.

Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными.

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития.

Важно

И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.

Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.

Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/kak-raspoznat-umstvennuyu-otstalost-debilnost-u-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector