Игровая психотерапия при анорексии: кататимно имагинативная и провокативная

Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков

Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая X. Лейнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948—195-1 гг.

Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Г. Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии(МОКПО).

Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования в ряде европейских стран.

Показания для использования символдрамы в работе с детьми и подростками

• Стрессы как неотъемлемые спутники современной жизни.

• Трудности в учебе, плохая концентрация внимания в школе и дома.

• Проблемы во взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами.

• Тяжелое переживание развода родителей.

• Переживание смерти близкого человека, бабушки, дедушки.

• Трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

• Трудности, связанные с переживанием первой любви.

• Рассеянность ребенка.

• Агрессивное поведение детей.

• Навязчивые состояния, тики и навязчивые ритуалы.

• Ночной и дневной энурез, энкапрез.

• Страхи и фобии.

• Различные психосоматические расстройства.

• Кожные высыпания, угри и бородавки.

• Нарушения пищевого поведения, вплоть до анорексии, ведущей к истощению.

• Заикание.

• Неуверенность в себе и своих силах.

• Проблемы профессионального выбора.

Противопоказания для использования символдрамы

• Психозы и шизофрения, в том числе в компенсированной форме.

• Серьезные органические нарушения головного мозга и центральной нервной системы, эпилепсия.

• Низкий интеллект ( не менее 80 единиц).

• Отсутствие мотивации.

• Соматические заболевания, представляющие опасность для жизни (онкология, тяжелые аутоиммунные заболевания).

• Возраст менее шести лет.

Описание метода

Обратите внимание

Предварительным условием проведения психотерапии является установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и психотерапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле, вводят в состояние расслабления.

Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости — последовательно в различных участках тела.

В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним, достаточно попросить ребенка сесть, закрыть глаза и расслабиться.

После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту.

Последний как бы “сопровождает” пациента в его образах, при необходимости направляя их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи слов тина “да”, “так”, “угу”, восклицаний типа “Вот как?!”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Для того чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта.

Важно

В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения.

Например, вместо того чтобы спросить: “Дерево большое?” или “Далеко ли это дерево?” (что уже предполагает определенное ожидание ответа), следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 мин, но не должна превышать 35—40 мин. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от их возраста от 5 до 20 мин.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8—30 сеансов, в некоторых случаях бывает более длительная психотерапия. Существенные улучшения часто наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от одного до трех сеансов в неделю.

Поскольку метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно, а тем более несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже чем раз в педелю.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги (партнеры), либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии. Данный метод хороню сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией и игровой психотерапией.

Источник: https://studopedia.net/7_39694_simvoldrama-katatimno-imaginativnaya-psihoterapiya-detey-i-podrostkov.html

Символдрама. Кататимно-имагинативная психотерапия

Много лет назад, когда я начинал свою психологическую практику, я находился в поиске подходящего для моих взглядов метода. Мне было важно, чтобы я мог эффективно помогать людям, и в то же время избежать в работе директивности.

Ко мне приходит уникальный человек, другого такого нет, поэтому я не хочу помогать ему шаблонно, без учёта индивидуальности. Так, в процессе своих поисков, я пришёл на первый обучающий семинар по символдраме и сразу влюбился в этот метод.

В нём было всё, что я хотел: психоаналитическая теория, работа с образами, символами, бессознательным и огромное уважение к внутреннему миру человека. И чем больше я работаю в символдраме, тем больше люблю этот метод.

Появление и развитие символдрамы

Основал символдраму немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер. К 1948 году он получил медицинское образование, работал врачом-невропатологом и прошёл свой юнгианский анализ.

И с 1948 года Лёйнер решил провести ряд научных экспериментов на тему юнгианской работы с бессознательным через технику активного воображения. Спустя 6 лет экспериментов Лёйнер опубликовал первую статью о кататимном переживании образов.

Так появилась символдрама, в теоретической основе которой лежат идеи классического и современного психоанализа, а также взгляды К.Г.Юнга (бессознательное, архетипы, символы, комплексы и т.д.).

Совет

 
Далее символдрама стремительно развивалась стараниями как самого Лёйнера, так и его учеников. На территорию постсоветского пространства символдраму привёз его ученик Яков Леонидович Обухов-Козаровицкий (на обучающий семинар к которому я и попал).

На сегодняшний день символдрама признана системой медицинского страхования в ряде европейских стран.

Глаз Гора (уаджет, уджат)

Фотография сделана в Эрмитаже

Символом этого метода Ханскарл Лёйнер выбрал Глаз Гора (Уаджет). В древнем Египте амулет с таким изображением носили при себе как защиту от болезней и злых сил.

Это связано с мифом, в котором злой бог пустынь Сет погубил своего брата Осириса (бога возрождения), разрубил его на много кусков и разбросал по всему свету. Гор, сын Осириса, при помощи своего лунного глаза смог найти и собрать воедино все части своего отца и вернул его к жизни.

Глаз Гора отражает удивительную способность символдрамы заглядывать в глубины человеческой души, в глубины бессознательного и возвращать ощущение целостности и внутреннего единства.

Подробнее об этом символе в можно прочитать в моей статье

Как проходят сеансы работы в символдраме?

На сеансах в символдраме особое место занимает представление образов. Практически у каждого человека есть способность, закрыв глаза, представлять различные образы, что-то воображать.

Такие образы являются отражением внутренней жизни человека, особенностей его личности, поэтому, используя образы как символическую метафору, можно наблюдать, как происходит внутренняя жизнь человека.

Такие образы позволяют на символическом уровне представить то, что трудно назвать словами. И часто решение, найденное в образе, приводит и к изменению жизни человека. 

Основные этапы сеанса в символдраме:

  • Предварительная беседа. Обсуждение актуальной ситуации клиента
  • Релаксация
  • Представление образа в воображении. Это может быть работа, как со спонтанным образом, так и с образом на заданную тему (например, представить луг, ручей, гору)
  • Обсуждение после представления образа
  • В конце сессии клиенту предлагаются домашние задания:
    • Работа с дневником
    • Нарисовать рисунок — сцену из представленного образа. 

Работа с образами происходит не на каждой встрече, иногда этап обсуждения может занять всё время встречи.

На некоторых встречах работу с образами может заменить работа с кататимными предметами или с применением метафорических ассоциативных карт. Все эти средства хорошо помогают раскрыть внутренние переживания и преобразовать их. Нередко работа с кататимными предметами дополняется работой с образом.

Диагностика в символдраме

Представьте, что вы обратились к врачу с острой болью, и он выписал вам обезболивающие лекарства. Это может быть как удачным решением, так и неудачным, ведь если у вас инфекция, то проблема будет только усиливаться, просто вы будете меньше чувствовать боль при этом, и всё закончится плохо.

Поэтому любой врач сначала проводит диагностику: собирает анамнез, назначает анализы и т.п. Также поступает и специалист по символдраме: первый этап в работе — это диагностика.

Психотерапевту нужно понять, сориентироваться в особенностях личности, жизни клиента и тех трудностей, с которыми он сталкивается, тогда становятся понятны причины той трудности, с которой обратился клиент.

На наш характер оказывает воздействие множество факторов, вот некоторые из них:

  • Тансгенерационная передача, — это «скелеты в шкафу» нашего рода. Если Вы составите своё генеалогическое древо и отметите даты для всех значимых событий (даты рождения, смерти, заключения и расторжения браков), то, возможно, увидите, что часть событий происходят в районе одной и той же даты (синдром годовщины). Или Вы можете заметить, что определённые события происходят в каждом поколении. Или Вы можете заметить, что на протяжении ряда поколений род переселяется с запада на восток, а затем род переселяется в обратном направлении (маятник качнулся назад). История рода, трансгенерационная передача, оказывает значимое влияние на наше поведение.
  • Роль, которая отдаётся человеку в семейной системе. Каждая семья функционирует как система. У системы есть свои составные элементы, и для каждого элемента уготована своя роль. Так, семейная система может начать требовать появления в ней «козла отпущения» или разных других ролей. Нередко родители находятся в затяжном конфликте друг с другом, и ребёнку приписывается роль того, кто будет сглаживать этот конфликт каким-то своим симптомом (болезнь, плохое поведение, низкая успеваемость в школе и др.). Наркологи хорошо знают, что можно вывести алкоголика из состояния опьянения, можно его пролечить в стационаре месяц-два, и пить он там не будет. Но затем он вернётся в своё привычное окружение, которое будет на него оказывать воздействие, и вероятность возобновления алкоголизации будет крайне высока. 
  • Беременность и роды. На сегодняшний день хорошо известно, что период беременности оказывает большое влияние на развитие человека. Например, есть исследования, которые показывают, что когда беременной маме снится сон, её ребёнку тоже снится сон. И, похоже, это один и тот же сон. Люди на довербальном, телесном уровне могут помнить ощущения, связанные с этим периодом жизни. Этот опыт не может быть выражен словами в полной мере, но символически он нередко проявляется. Станислав Гроф в течение нескольких десятилетий изучал психологические переживания и галлюцинации людей в изменённых состояниях сознания (воздействие наркотиков, близость смерти и др.). Он пришёл к выводу, что в подобных галлюцинациях люди в символической форме отражают процесс своего развития в период беременности и родов. И работа с этими состояниями способна повлиять на психологические переживания. Иногда люди спонтанно переживают своё повторное рождение. Я несколько раз сталкивался с ситуациями, когда символика образов в символдраме отражала переживания этого периода, можно было даже восстановить какие-то элементы процесса рождения, и последующее изучение медицинской карты подтверждало интерпретацию. И это одно из достоинств символдрамы — через образы мы можем работать с «делами давно минувших дней», что весьма сложно организовать в психотерапиях, где есть только вербальная составляющая.
  • Опыт младенчества создаёт ядро нашей личности. Представьте себе спил дерева, на нём вы увидите годовые кольца. Также и в нашей личности самая середина «спила» — это опыты младенчества, всё остальное это уже надстройка над этим. В этот период закладывается доверие или недоверие к миру. Появляется конфликт между главными чувствами — любовью и ненавистью. Закладываются первые отношения привязанности (что ждать от близости с другим человеком? Кто я для него? Кто он для меня? и т.д.). Все эти ранние опыты лягут в основу других отношений привязанности, в частности всё это скажется, когда человек во взрослом возрасте решит строить близкие интимные отношения. На первых годах жизни ребёнок проходит в отношениях с мамой ряд закономерных стадий от состояния нарциссизма до этапа построения отношений с уважением. Удивительно, но во взрослой жизни, в интимных отношениях, запускаются те же самые закономерные стадии. И на то, смогут ли партнёры дойти до стадии, на которой возможны гармоничные отношения, будут здорово влиять опыты младенчества каждого из них. Если ребёнок в детстве застрял на определённой стадии, то и во взрослой жизни он застрянет на этой же стадии отношений.
  • Опыт сепарации. Рано или поздно ребёнку придётся расстаться на время с мамой. Например, это произойдёт, когда ребёнка отправят в детский сад. В этой ситуации ребёнок сталкивается со своим страхом потерять материнский объект. И от протекания этого процесса тоже многое зависит в формировании характера.
  • Опыт отношений с близкими людьми (мама, папа, сиблинги, бабушки, дедушки) формирует стили общения, ожидания от коммуникации и чувства, которыми будет сопровождаться взаимодействие с людьми. Классика жанра, когда окружение в детстве у человека было критикующим, стыдящим, и вырастая такой человек других людей будет тоже видеть критикующими и нападающими и реагировать, например, интенсивным стыдом.
  • Эдипальная ситуация. Особенности развития сексуальности в дошкольном и подростковом возрастах. Формируется базовая половая идентичность, полоролевая идентичность, соотнесение себя с определённым полом, выбор сексуального объекта, ожидания от отношений.
  • И много других факторов, углубляться в них не буду, всё же это статья о символдраме.

Все эти факторы приводит к определённой идентичности у человека (идентичность — это про то, как мы отвечаем себе на вопрос «Кто я?»), к основным чувствам, с которыми человек сталкивается, к типичным конфликтным отношениям, которые человек строит с окружающими и типичным психологическим защитам. И большая часть этого материала находится в бессознательном.

Проводя диагностику в символдраме, специалист определяет особенности личности, тип характера и те глубинные сложности, которые приводят к проблемам, с которыми человек обратился. В этом случае мы можем повлиять на самый корень проблемы и разрешить её изнутри. Это и есть глубинная психология. Поэтому первые сессии традиционно являются диагностическими. 

Разумеется, есть люди, которые приходят к психотерапевту со словами о том, что у них ограничено время — 10 сессий, 5 сессий или есть возможность только на одну встречу.

Символдрама поможет и в этом случае, но работа не будет глубинной, это будет принцип таблетки от головной боли, которая может снять симптом, но не решает суть проблемы.

Поэтому когда у человека появится новый стресс, какой-то симптом снова появится.

Основные направления, где символдрама хорошо себя зарекомендовала

  • ПТСР, Работа с последствиями психической травмы (типичные симптомы: беспомощность, перевозбуждение, нарушения сна, пугливость, не отпустить контроль, тревога, вина, субфебрильная температура (ок. 37°), навязчивые воспоминания о травматичном событии, депрессия, потребность в уединении, психосоматические нарушения, диссоциации, нехватка времени и другие).
    • Последствия шоковой травмы (неожиданно произошла резкая ситуация с беспомощностью, например, изнасилование)
    • Последствия травмы развития (когда человек длительное время находился в ситуации, где были фрустрированы значимые потребности)
  • Психосоматика. Многие соматические заболевания имеют психологическую природу.

    Психологическая природа доказана у следующих заболеваний: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, эссенциальная гипертония, ревматоидный артрит и нейродермит. Вегето-сосудистая дистония (ВСД) также связаны с психологическими факторами.

    Ряд авторов выделяют психологическую природу и у тяжёлых соматических заболеваний, таких как онкология. В рамках символдрамы есть отдельная ветка, имагинативная психотерапия тела (ImKP), где есть возможность помогать пациентам с любым соматическим заболеванием.

  • Работа с неврозами
  • Помощь при депрессиях
  • Психотерапия пар
  • Психотерапия детей и подростков

Популярные вопросы

Вы гипнотизируете?

Нет, я не работаю с гипнозом. Во время встречи клиент находится в сознании. Перед образами используется релаксация, она нужна для расслабления мышечных зажимов и концентрации на своих внутренних переживаниях, но это не гипноз. Во время работы с образами клиент остаётся в сознании. В любой момент можно прервать представление образа и обсудить происходящее.

На встрече вы сразу начинаете работать с образами?

Любой врач сначала проводит диагностику: собирает анамнез, назначает анализы и т.п. Также поступает и специалист в символдраме: первый этап в работе — это диагностика. Пример: человек обращается с трудностями при публичных выступлениях.

В одном случае стоит работать с навыками публичных выступлений, но если это нарциссический характер, то эти трудности связаны с особенностями нарциссического характера, с чувством стыда.

И работать в этом случае нужно с характером, а не с навыками выступления.

Обратите внимание

В зависимости от многих факторов, работа с образами начинается на 1-5 встречах. С некоторыми людьми работа с образами не используется вовсе.

Символдрама и психодрама — это одно и то же?

Нет, символдрама и психодрама — это разные направления психотерапии. В символдраме используется работа с фантазией, воображением. В психодраме делаются инсценировки с другими людьми.

Если остались вопросы, напишите их в комментарии, я отвечу

«Есть только один вид путешествия, которое возможно, — в наш внутренний мир. Путешествуя по всему свету, мы не очень-то многому учимся. Не уверен, что путешествие всегда оканчивается возвращением. Человек никогда не может вернуться к исходному пункту, так как за это время изменился. И разумеется, нельзя убежать от себя самого: это то, что мы несём в себе — наше духовное жилище, как черепаха панцирь. Путешествие по всему миру — это только символическое путешествие. И куда бы ты ни попал, ты продолжаешь искать свою душу.» Андрей Тарковский Записаться на консультацию

Источник: http://helpmenow.ru/?page_id=977

Символдрама кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков Обухов, Яков Леонидович

И правда, зачем? Так думают большинство родителей и даже многие специалисты – учителя, школьные психологи, врачи.

Для нас все еще непривычно, что многие проблемы, постоянно возникающие в нашей повседневной жизни, может помочь решитьспециалист-психотерапевт.

Это и стрессы, неотъемлемые спутники современной жизни, и обычные трудности в учебе, и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, и многое, многое другое.

Родители часто обеспокоены рассеянностью своего ребенка, жалуются на плохую концентрацию его внимания в школе и дома. Учителей часто беспокоит агрессивное поведение детей.

Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются к врачу, можно выделить различные навязчивые состояния, тики и ритуалы, ночное недержание мочи (энурез), а также самые разнообразные страхи и фобии. Нередко встречаются и различные психосоматические расстройства.

В подростковом возрасте часто, особенно у девочек, возникают различные нарушения питания, вплоть до анорексии (отсутствие аппетита), ведущей к истощению.

Во всех этих случаях необходима помощь психотерапевта. Квалифицированный специалист-психотерапевт может помочь преодолеть заикание, справиться с различными психосоматическими расстройствами, обрести уверенность в себе и своих силах, даже избавиться от угрей и бородавок

Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются прежде всего на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к вербальному толкованию.Тем не менее, в использовании игровой психотерапии существуют определенные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными границами, а с другой, с определенными психическими структурами.

В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффективность, и более важное значение приобретает разговорная психотерапия.

При этом в значительной мере теряется присущая игровой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотерапии зачастую остается нераскрытой глубинная бессознательная проблематика.

Важно

Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсознательные конфликты и страхи.

Также и другие психотерапевтические техники, хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми пациентами, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми, прежде всего в возрасте примерно от 8 лет до конца подросткового возраста.

Эти трудности становятся еще более ощутимыми в работе с детьми с различными акцентуациями характера, особенно с шизоидной структурой личности или с чрезмерно интеллектуализированными детьми. У таких детей образуется так называемая “броня характера” [6, с.

 30], за которой часто скрывается утонченная впечатлительность и “мимозовая“ чувствительность.

В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символдрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву”) – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафорыможно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как психоанализ при помощи образов.

Название метода* происходит от греческих слов ката -“соответствующий, зависящий” и тимос – одно из обозначений “души” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально‑обусловленное переживание образов.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Концептуальная основа метода – глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе (см. Таблицу I), символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Совет

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология Я”Х. Хартманнаи“Self-Psychology”Х. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р.

 Шпитца, Д.В. Винникотта, М. Малер, О. Кернберга, Й. Лихтенберга).

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения [5, 11].

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

Таблица I:

Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию (составлено Х. Лёйнером,

7-ой международный конгресс по Кататимно-имагинативной психотерапии, Вюрцбург, Германия, 20 – 21 мая 1995 г.)

автор год Концепция, спектр применения
и название метода создан. психо-динамич.терапия Поведен- ческая терапия гипн. Состояние наличие концепции регуляр. примен. фрагм. попутн. примен.
1. Й. Брейер и З. Фрейд Катартический метод 1894 х х
2. К.Г. ЮнгАктивное воображениеA.N. Ammann 19161979 хх хх
3. Й.Х. ШульцВысшая ступеньаутогенного тренинга (АТ) 1932 х х
3а. Роза Высшая ступень АТ 1975 х х
4. Р. ДезуальLe reve éveillé dirigéL. Rigo 19451977 ?? хх хх
5. Х. ЛёйнерКататимное переживание образовТехника сновидений наяву 19481953 х х х
6. Я.Л. МореноПсиходрамаГ.А. Лёйц 19591974 х
7. J.E. ShorrПсихоимагинативная терапия 1972 х
8. A. LazarusМультимодальная поведенческая терапия 1973 Х х ? х
9. М.Г. ЭриксонЭриксоновский гипнозKossackКлассический гипноз, гл. 16 195219761989 х х
10. Ф. ПерлсГештальт-терапия х х
11. Matthews-SimontonCreightonLeife-saving Selfawarness-Technique 19761980 Х х
12. J. WolpeСистематическая десенсибилизация 1985 Х х
13. Fabre, Maurey 1985 х х
14. Р. АссаджолиПсихосинтез х

Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.
перейти в каталог файлов

Источник: http://stomfaq.ru/simvoldrama-katatimno-imaginativnaya-psihoterapiya-detej-i-pod/index2.html

Психотерапия анорексии

Среди разных методов лечения анорексии психотерапия является основным.

Конечно, можно с помощью разных препаратов и процедур устранить негативные последствия заболевания и благодаря диете восстановить вес пациента.

Однако если больной не изменит отношения к процессу питания, к себе, собственному весу и фигуре, то положительного результата не будет. После прекращения курса лечения заболевание вернется с большой вероятностью.

При лечении анорексии в основном используется когнитивно-поведенческая психотерапия, которая направлена на осознание пациентом его текущего состояния и определение наиболее значимых целей, среди которых должно быть выздоровление. При анорексии такая терапия призвана изменить пищевое поведение пациента.

Изначально когнитивно-поведенческая психотерапия  анорексии была направлена только на то, чтобы восстановить в сознании пациента условный рефлекс: принимать пищу, когда голоден. Обычно такая психотерапия проводилась в условиях стационара. В ходе лечения больной набирал вес, однако после выписки из больницы происходил рецидив, и больной вновь начинал худеть.

Гораздо более эффективной является когнитивно-поведенческая терапия, направленная на коррекцию неправильного представления пациента о собственном весе, теле и фигуре. Возвращение нормальной и здоровой оценки внешнего вида и массы тела приводит к тому, что пациенту становится незачем худеть.

Он объективно оценивает свой вес, фигуру, внешний вид, принимает себя таким, какой он есть. В ходе терапии исчезают навязчивые идеи о похудении и страх полноты. Пациент начинает употреблять пищу и постепенно набирает вес, а затем уже при помощи других методов лечения устраняются последствия анорексии.

Все это происходит, разумеется, под постоянным контролем врача.

Психотерапия также позволяет избавиться от синдрома «избегания», когда больной намеренно уклоняется от ситуаций, которые считает опасными. Происходит самоизоляция человека, что совершенно не способствует выздоровлению. Психотерапия должна быть направлена не только на устранение симптомов анорексии, но и на возвращение пациента к полноценной жизни: к своим интересам, увлечениям, хобби.

Обратите внимание

Существенной составляющей психотерапевтических мероприятий при анорексии является семейная психотерапия. Она особенно важна при лечении анорексии у подростков. Семейная психотерапия направлена на коррекцию стереотипов в отношениях между членами семьи.

Зачастую причиной развития заболевания у подростка становится поведение родителей: они постоянно недовольны своим ребенком, пытаются навязать ему свое мнение, не уважают его интересы. Подросток начинает смотреть на себя негативно, что и приводит к развитию анорексии.

Семейная терапия учит членов семьи с уважением относиться к мнениям друг друга, помогает улучшить атмосферу в семье. Психотерапевт объяснит родителям, как им вести себя с ребенком в ходе реабилитации.

Семейная психотерапия может проводиться как при участии всей семьи, так и парами (ребенок и отец, ребенок и мать, только родители).

В числе прочих психотерапевтических методов лечения анорексии применяются также телесно ориентированная терапия и зеркальные ванны.

Больной анорексией вместе с психотерапевтом находится в специальном помещении среди зеркал, где он изучает свое обнаженное тело, фиксирует свои ощущения, как эмоциональные, так и телесные. Затем следует обсуждение полученной информации с психотерапевтом.

Такая терапия помогает пациенту справиться с негативным отношением к собственному телу.

Стоит отличать психотерапию от консультации по вопросам питания. К сожалению, только знания о правильном питании не помогут избавиться от анорексии, так как проблема лежит гораздо глубже, чем просто нарушения приема пищи. Консультации по вопросам питания могут стать хорошим дополнением к психотерапии.

Важно

Несмотря на то, что психотерапия является основным методом лечения анорексии, она все-таки не может проводиться вне общего комплекса лечебных мер. Самый эффективный результат дает комплексное лечение заболевания: психотерапия, инструментальное и медикаментозное лечение.

В клинике «Психическое здоровье» психотерапия анорексии обычно проводится сессионно, поскольку нескольких сеансов психотерапии недостаточно для полного выздоровления. При этом очень важно, чтобы пациент самостоятельно работал над собой, поэтому психотерапевт  может давать пациентам домашние задания. Мы проводим психотерапию при анорексии как амбулаторно, так и в нашем загородном стационаре.

Не теряйте время, звоните сейчас!   Позвоните нам

Источник: https://psyclinic-center.ru/articles/psihoterapiya-anoreksii

Архив тегов: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков

«Забытой куклой на брошенном чердаке состарилось моё детство.» Алик Якубович. С 6 по 7 апреля 2019 г. в г. Одессе будет проходить семинар Якова Леонидовича Обухова Козаровицкого, кандидата психологических наук, почетного профессора Московского института психоанализа, доцента Международного общества Кататимного переживания образов и…
ДАЛЕЕ

С 21 по 22 июля 2018 г.  в Берлинском институте психотерапии и психоанализа e.V. (BIPP) (Pariser Str. 44, 10717 Berlin) в рамках нашей стажировки прошел семинар  д.мед.н. Ренаты Заннвальд «Психодинамическая психотерапия нервной анорексии (F 50.0) и нервной булимии (F 50.2)». Нас всего 9…
ДАЛЕЕ

Продолжается подготовка к стажировке по Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков под руководством д.мед.н. Ренаты Заннвальд, которая будет проходить с 20 по 26 июля 2018 г. в г. Берлине (Германия). Это будет уже наша вторая стажировка в Германии, первая стажировка состоялась с 13 по 18 июля 2012…
ДАЛЕЕ

С 20 по 26 июля 2018 г. в г. Берлине (Германия) будет проходить стажировка по Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков под руководством д.мед.н. Ренаты Заннвальд! Это будет уже наша вторая стажировка в Германии, первая стажировка состоялась с 13 по 18…
ДАЛЕЕ

С 9 по 11 февраля 2018 г. во Львове проходил Международный семинар д.мед.н. Ренаты Заннвальд, ведущего специалиста по Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков в Германии «Кататимно-имагинативная психотерапия в работе с подростками» В Международном семинаре принимали участие 109 психологов и врачей из многих городов Украины, России,…
ДАЛЕЕ

События

Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков

С 9 по 11 февраля 2018 г. во Львове будет проходить семинар д.мед.н. Ренаты Заннвальд, ведущего специалиста по Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков в Германии «Кататимно-имагинативная психотерапия в работе с подростками»   Имеется возможность онлайн-участия в семинаре по скайпу! Стоимость онлайн-участия по скайпу 7000 руб. Стоимость очного…
ДАЛЕЕ

С 9 по 11 февраля 2018 г. во Львове будет проходить семинар д.мед.н. Ренаты Заннвальд, ведущего специалиста по Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков в Германии «Кататимно-имагинативная психотерапия в работе с подростками»   Программа пребывания д.мед.н. Ренаты Заннвальд во Львове   Четверг, 8 февраля2018 г. 14:55…
ДАЛЕЕ

С 9 по 11 февраля 2018 г. во Львове будет проходить семинар д.мед.н. Ренаты Заннвальд, ведущего специалиста по Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков в Германии «Кататимно-имагинативная психотерапия в работе с подростками» Участники семинаров д.мед.н. Ренаты Заннвальд 9-11 февраля 2018 г. во Львове и 29…
ДАЛЕЕ

Совет

29 и 30 июля 2017 г. с 11:00 до 19:00 по московскому и киевскому времени Вы можете принять участие по системе вебинара в трансляции двух семинаров в  г. Калининграде двух ведущих специалистов по символдраме из Германии д.мед.н. Ренаты Заннвальд, ведущего специалиста по Кататимно-имагинативной психотерапии…
ДАЛЕЕ

Источник: http://symboldrama.org/tag/katatimno-imaginativnaya-psihoterapiya-detey-i-podrostkov

Что такое Провокативная психотерапия? Провокативная психотерапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Юмор, гротеск, эмоциональное потрясение, провокация, виртуозный гипноз, а иногда и откровенное хамство человека, задающего несуразные вопросы. Что это, спросите вы? Это сеанс провокативной терапии.

Провокация в качестве средства психологического воздействия обладает огромным стимулирующим потенциалом.

Почему человек “застревает” в своих проблемах? Ведь есть замечательный и простой инструмент, доступный каждому — юмор.

Привнося юмор в свою жизнь, человек становится более оптимистичным, обретает особую чувствительность к парадоксальным и непонятным ему ситуациям, он способен посмеяться над собой, способен увидеть смешное в своей серьёзности и принять серьезные решения, как ни парадоксально это звучит. Улыбаясь, человек автоматически чувствует себя лучше.

Дыхание и пульс на короткий срок учащаются и кровь обогащается кислородом, в головном мозге происходит снижение чувствительности к боли, вырабатываются эндорфины — вещества, уничтожающие боль и приносящие удовольствие. Смех снижает остроту ситуации.

Провокативная психотерапия — это уникальная, эффективная система психологической практики.

Название метода уже интригует и разве вам не хочется кликнуть это словосочетание и узнать, что же это такое? Слово “провокация” притягивает наш взор и сознание жаждет удовлетворения интереса.

Создателем уникального направления в психотерапии является Френк Фарелли (Frank Farrelly) — американский психотерапевт, живой классик, автор книг и публикаций, получивший международное признание, собирающий залы до тысячи человек. Разговаривая с человеком, Фарелли словно считывает его. Талант, гений, мастер шутки, великолепный — все эти слова также относятся нему.

Обратите внимание

В то же время о нём говорят как о заботливом отце, на сеансах которого комфортно и безопасно.

Как всё гениальное просто, так и прост метод Фарелли. Провокация с шуткой  — хороший способ достичь результата.

Провокация в качестве средства психологического воздействия выполняет функцию катализатора реакции развития человека в направлении исцеления.

Понятие провокация имеет несколько значений.

Провокация — это умышленный вызов ограничениям мышления, нападение в каком-то смысле, это внесение беспорядка в установленный порядок диалога между терапевтом и пациентом.

Провокация — это также приглашение, побуждение, это пробуждение чувствительности к окружающему миру, некая игра, вначале неопределённая, но приносящая результат уже на первом сеансе терапии.

Вот как описывает возникновение провокативной терапии сам Фарелли: “…во время 91-го сеанса с каким-то шизофреником, когда я уже был готов все бросить… я занимался “накачиванием” самооценки. Что обычно говорит клиент? Он говорит, что он ничего не стоит, что вся его жизнь полное дерьмо. Психотерапевт, как правило, пытается убедить его в обратном, и этот процесс сродни надуванию воздушных шариков. На том сеансе я сказал своему пациенту: ладно, я сдаюсь, ты действительно ужасный, безнадежный и никчемный. Давай не будем тратить время, отныне я буду во всем соглашаться с тобой. Я говорил с ним очень живо — примерно так я общаюсь с друзьями. И вот уже через минуту он начал протестовать. Я продолжал дразнить его, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых”. Ирония в том, что отношение, кажущееся жестоким, впоследствии оборачивается добром.

Фаррелли называют Отцом смеха в психотерапии, но во время сеанса он затрагивает болезненные для человека моменты; физические недостатки, возраст, интимные отношения. Например, полная дама, усаживаясь в кресло, может услышать — “Наверное, это дирижабль отвязался и приплыл к нам сюда?”

Такие выходки по отношению к пациенту называют провокативными интервенциями, которые ставят своей целью перевести проблему в другое измерение, заставить говорить клиента о тех вещах, о которых он боялся и подумать, вовлечь его в эмоциональное переживание этого опыта.

На первых сеансах провокативной терапии человек переживает резкое столкновение ожидаемого им, — терапевт предстает совершенно иным. И возникает желание воскликнуть: “Что же ты за терапевт? В жизни не слышал, чтобы кто-нибудь так со мной говорил”.

Но, наряду с передразниванием и высмеиванием пациента, должна быть теплота в отношении терапевта к пациенту.

Важно

Человек — Провокатор обычно нарушает общепринятые установки процесса общения, отношения к миру, к работе, к себе.

Для того, чтобы встретиться с собой, оторваться от всего знакомого, от проверенных теорий, испытанных отношений, авторитетов, установок, нужно определенное мужество, писал известный психоаналитик и один из ведущих представителей американской экзистенциальной школы Р. Мэй.

Если человек решается на эту встречу, она меняет его мир. В моменты пиковых, трансцендентных переживаний, полной отдачи своим переживаниям полностью раскрывается человеческая сущность. Ещё А.

Маслоу, основатель гуманистической психологии писал, что “пиковое переживание может быть только положительным и желательным и никак не может быть отрицательным и нежелательным” и далее- “одним из аспектов пикового переживания является полная, хотя и длящаяся какое-то мгновение, утрата контроля и оборонительной позиции и освобождение от страхов, тревоги, скованности, нерешительности и сдерживающих начал”.

Что же даёт человеку провокативная терапия?

  • устранение симптомов;
  • изменение мнения человека о самом себе к лучшему;
  • изменение отношения к другим людям;
  • высвобождение творческих способностей; человек начинает думать, что жизнь действительно стоит того, чтобы ее прожить!

Результат — по-настоящему живой человек. Провокативная терапия даёт пациенту реальную надежду на изменение всей своей жизни.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Провокативная психотерапия”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/provokativnaya_psihoterapiya/

Кататимно-имагинативная психотерапия (КИП), Москва — T&P

Программа курса

Обучающая программа предназначена для психологов, психотерапевтов, психиатров, социальных работников, педагогов. Для специалистов, имеющих психодинамическое образование, возможность прохождения специализации КИП — 220 аудиторных ак.

часов и 25-50 часов самопознания по методу КИП у рекомендованных психотерапевтов.

Программа приближена к Европейским стандартам, и дает возможность прохождения международных семинаров высшей ступени по окончании обучения в среде практикующих в этом методе специалистов из многих стран мира.

Программа подготовки соответствует уровню действительного члена Ассоциации глубинной психологии психоаналитической кататимно-имагинативной психотерапии.

КИП сегодня является признанным в мировом психотерапевтическом сообществе методом психодинамической психотерапии. КИП базируется на психоаналитической теории и уникальной теории и практике работы с образом (имагинацией).

КИП содержит в своем арсенале возможности как для краткосрочной психотерапии/психологического консультирования (от нескольких консультаций до 50 сессий), так и для долгосрочной психоаналитической психотерапии (3 года и более).

​​ КИП может охватывать спектр проблем от поиска смысла и улучшения качества жизни, до работы с психическими расстройствами (депрессиями, паническими атаками, зависимостями и т.д.).

​Первая ступень обучения:

​​«Основы кататимно-имагинативной психотерапии»

​Продолжительность : 220 ак. часов

Модуль 1.

Основы психоанализа.

Кол-во — 60 ак.ч.

​Модуль 2.

Патопсихология и психиатрия

Кол-во — 40 ак.ч.

Модуль 3.

Базовые принципы работы и техники кататимно-имагинативной психотерапии (КИП) и психоаналитической психотерапии (ПАП) .

Кол-во — 120 ак.час.

Внимание!

​Самопознание является обязательным условием образования:

​50 часов — индивидуальная психотерапия,

50 — групповая психотерапия,

40 часов — балинтовская группа.

​(Оплачивается дополнительно)

Вторая ступень:

​«Психодинамическая диагностика в кататимно-имагинативной психотерапии»

Продолжительность: 220 ак. часов.

Модуль 1.

Патопсихология и психиатрия.

Кол-во — 40 ак.ч.

​Модуль 2.

Клиническая психоаналитическая диагностика на

базе операционализированной психодинамической диагностики (OPD2).

Кол-во — 120 ак.час.

Модуль 3.

Перенос и контрперенос в психотерапии.

Кол-во — 60 ак.ч.

​Самопознание является обязательным условием образования:

​50 часов — индивидуальная психотерапия,

50 — групповая психотерапия,

40 часов — балинтовская группа.

​(Оплачивается дополнительно)

Документ об образовании:

​По итогам прохождения первой и второй ступеней выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца с отметкой о пройденных часах (в том числе часах блока самопознания).

​Третья ступень

«Продвинутый уровень кататимно-имагинативной психотерапии»

Продолжительность 220 ак. часов.

Модуль 1. Введение в аналитическую психологию К.Г. Юнга (40 ак.ч.).

Модуль 2. Современные аспекты психоанализа (60 ак.ч.).

Модуль 3. Методы конфронтации и ассоциативные методы кататимно-имагинативной психотерапии (КИП) (60 ак. ч.).

Модуль 4. Работа с телесными ощущениями и переживаниями в психотерапии (20 ак.ч.).

Совет

Модуль 5. Групповая психоаналитическая кататимно-имагинативная психотерапия (КИП) (40 ак.ч.).

Самопознание является обязательным условием образования:

50 часов — индивидуальная психотерапия,

20часов — групповая супервизия,

20 часов — индивидуальная супервизия.

​(Оплачивается дополнительно)

Форма отчетности — защита дипломной работы — описание психотерапевтического случая с пациентом — 25 — 50 сессий (под наблюдением супервизора), катамнез — не менее полугода.

Стоимость обучения каждой ступени — 72000 руб.

Документ об образовании:

После успешного освоения третьей ступени и защиты дипломного поекта выдается Диплом о переподготовке специалиста в области кататимно-имагинативной психотерапии установленного образца.

Четвертая ступень — «Международный тренинг»

Методические семинары и группы самопознания в Европе.

Для записи на курс необходимо связаться по телефонам или оставить заявку по электронной почте:

+7 985 765 58 53

+7 968 843 74 71

psyacademia@yandex.ru

Возможна помодульная оплата.

Подробнее http://www.mapp.pro/#!blank-31/gk18c

Расписание

Вторник с 10.00 до 14.30 час.

Источник: https://theoryandpractice.ru/courses/25928-katatimno-imaginativnaya-psikhoterapiya-kip

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика