Психология лиц с умственной отсталостью: первые методы диагностики

Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости

Выбор и
последовательность применения методов
зависят от возраста и индивидуальных
особенностей обследуемого.

В обследование
важно включить элементы обучения,
задания аналогичного характера, в
которых проявляется способность ребенка
к переносупоказанных
приемов. Необходимо чередовать задания
вербального и невербального
характера.

Задания должны быть направлены
на исследование разных форм мышления. При проведении обследования
необходимо
учитывать следующие показатели:

  1. эмоциональная реакция ребенка на обследование;

  2. понимание инструкции и цели задания;

  3. характер деятельности;

  4. реакция на результат работы.

Среди методов
психолого-педагогической диагностики
умственной отсталости наиболее
эффективными являются: беседа,
наблюдение, изучение рисунков,
экспериментальные методики,тесты.

Метод беседы.
Беседа
позволяет судить о личностных качествах
и поведении ребенка, помогает вскрыть
причины некоторых отклонений в
развитии.Чтобы
выполнять функции метода диагностики,
беседа, несмотря на свою неформальность,
должна быть целенаправленной. Вопросы
должны быть четкими и понятными. Для
исследования умственных
способностей ребенка в беседе следует
выявить:

  1. точность представлений ребенка о себе и своем ближайшем окружении;

  2. характер представлений о времени;

  3. представления о явлениях природы;

  4. умение ориентироваться в пространстве;

  5. запас сведений о родине, важных событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. п.

Метод наблюдения.
Наблюдение
должно проводиться целенаправленно
и сопровождаться фиксацией материалов.
Особое значение имеет наблюдение за
игровой деятельностью ребенка, т.к. в
ряде случаев оно является основным
методом исследования.

Создавая игровые
ситуации, ребенок практически проводит
анализ, синтез, обобщение и классификацию,
отбирая именно те игрушки, которые нужны
для определенного действия.

В ходепроизводимых
действий можно наблюдать за эмоциональными
реакциями, самостоятельностью,
организованностью, стойкостью интереса,
координацией движений, состоянием
моторики.

Метод изучения
рисунков.
Рисунок
является важным дифференциально-диагностическим
показателем при изучении детей.

Обратите внимание

Когда
ребенку предлагается свободное
рисование, умственно отсталые,как
правило, затрудняются выбрать тему,
прибегая к изображению привычных
однотипных предметов, не создавая
сюжета. В случае же рисования
по заданию они не всегда выполняют его
в соответствии с инструкцией.

Умственно
отсталые дети затрудняются объяснить
рисунок. Все
три вышеописанных метода, помимо
диагностических целей, могут быть
использованы для установления контакта
с умственно отсталым ребенком.

Методы эксперимента.
Экспериментальное
задание создает ситуацию, в которой
актуализируются изучаемые психические
процессы. При соблюдении условий
обучающего эксперимента этот метод
дает возможность не только характеризовать
изучаемуюфункцию,
но и сделать прогноз развития, разработать
рекомендации для работы с ребенком.

Метод тестов.
Наиболее
широко распространен адаптированный
детский вариант теста Векслера. Он
включает 12 субтестов с диагностическими
заданиями вербального и невербального
характера.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3053645/page:40/

Методы диагностики олигофрении

Клинико-психопатологические методы — определяют расстройство познавательной функции интеллекта: малый объем знаний; неспособность оперировать имеющимися понятиями; недостаточная умелость и др.

2) Патопсихологические методы — выясняют степень умственной отсталости: Исследование мышления: предметная классификация; методики исключения (4-й

лишний и др.); сравнение понятий (картинок); объяснение пословиц, метафор; установление последовательности событий по серии рисунков; ассоциативный эксперимент.

• Память: заучивание 10 слов, коротких рассказов; метод пиктограмм.

• Исследование навыков счетных операций, уровня притязаний, самооценки, критических способностей.

• Метод Векслера.

Необходимо:

1) неврологическое обследование ребенка;

2) биологические исследования (пробы на токсоплазмоз, сифилис и т. п.);

3) генеалогическое исследование (наследственность).

Изучение детей с умственной отсталостью и разработка путей и методов их обуче-ния и воспитания имеет не меньшее значение и для совершенствования дифференциальной диагностики, т. е. отграничения детей с временной задержкой в развитии от детей- олигофренов.

Часто сильно выраженную степень отставания в развитии путают с легкой степенью умственной отсталости — с дебильностью. Но умственная отсталость и ЗПР — два совершенно различных понятия. Обобщая современную литературу по умственно-отсталым детям и детям ЗПР (Е.М. Мастюкова, С.Я. Рубинштейн, В.И. Астапов, М.С. Певзнер, Т.А.

Власова), рассмотрим сравнительную таблицу, в которой четко разграничим эти два состо-яния.

Таблица 10

Сравнение олигофрении и ЗПР

Характеристика Олигофрения Задержка психического развития
1. Этиологические факторы Внутриутробные н ранние постнаталь- ныо органические поражения ЦНС: хромосомные эаболева- Возникает чаще а связи с экзогенными вредностями Однако действие этих вредностей приводит лишь
ния; наследственные заболевания ЦНС (см. характеристику умственно-отсталым детей) к нарушению темла развития детей. При-чины: интоксикация в период беременности: приредовые травмы: асфиксия, тяжелые заболевания (диспепсия и дизентерия)
2. Патогенетические факторы Диффузное поражение коры полушарий головного моага. При легких, степенях оли-гофрении речь идет о диффузном, но отно-сительно поверхностном поражении коры полушарий головного мозга Задержка развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы
3. Высшая нервная деятельность Новые условные свя- эи, особенно сложные, формируются значительно медленнее. Дифференцированные условные связи вырабатываются с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, т.е. легко угасают.Процессы возбуждения и торможения слабеют. Работоспо-собность нервных клеток снижена, и после небольшой на груз- Большая сила основных нервных процессов (возбуждения и торможения), большая подвижность и менее выраженная склонность процесса возбуждения к широкой иррадиации. Более тесное взаимодействие 1 и It сигнальных систем, невозможна выработка связей без их адекватной вербализации. ибо словесная система непременно контролирует выработку этих связей.
кл они впадают в состояние охранительного торможения. Выраженная инерт-ность. Нарушение взаимодействияи II сигнальных систем, что связано с недоразвитиемсигнальной системы Разработка сложных дифференцировок идет медленно, но качественно белее полноценно
4. Клиническая картина Развитие диспластич- но, особенно в отношении формы черепа Отличаются малым ростом и весом
5. Особенности нервной системы В 100% случаев имеет место неврологическая симлтоматика. Часто правосторонний гемисиндром, это указывает на заинтересованность ведущего левого полушария В 40% не обнаружены патологические знаки, в тех случаях, где имеются легкие неврологические знаки. они чаще всего левосторонние
6. Состояние моторики Недоразвита моторика в целом. Движонил глохо координирован- ны. Отмечается недоразвитие движений рук. Этим детям трудно выполнить движение по словесной инструкции или в воображаемой ситуации Моторика достигает достаточного уровня. Движения координированные отличаются ловкостью, четкостью, недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения
7. Состояние зрения и слуха Острота зрения снижена у 45% детей. Почти у всех нечет- Почти нет отклонений со стороны зрения. Лишь у 20% детей
кость и фрагментарность зрительных восприятий. Снижение слуха примерно в 20% случэеа встреча ются отклонения в зрительном вос-приятии (перечеркнутых и рисованных фигур). Нормальный слух почти у 95% детей
S. Особенности речевой деятельности Плохо усваивают значения слов, что отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает развитие речи. Бедный словарь. Нарушение звукопроизношения, фонети ко-фоне мати — ческие нарушения. Плохо овладевают грамматическим строем речи Некоторое недоразвитие фонематического слуха. Обладают большим запасом слое. Легко могут пересказать содержав! ие сказки, легко подбирают слова и фразы
9. Особенности познавательной деятель.’ ности Она сильно недоразвита. Инертность психических процоссов Относительно сохранная познавательная деятельность. Могут быстро использовать оказанную им ПОМОЩЬ, усваивают принцип решения задач и используют его в сходных заданиях
Патогенез Структурные диффузные изменения в коре полушарий головного мозга, в силу чего е процессе ком- Нарушение темпа созревания той или иной системы. Замедленный темп созревания лобной
пенсации на возникает полной обратимости симптомов
кость и фрагментарность зрительных восприятий. Снижение слуха примерно в 20% случэеа встреча ются отклонения в зрительном вос-приятии (пере-черкнутых и рисованных фигур). Нормальный слух почти у 95% детей
S. Особенности речевой деятельности Плохо усваивают значения слов, что отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает раз-витие речи. Бедный словарь. Нарушение звукопроизношения, фонети ко-фоне мати — ческие нарушения. Плохо овладевают грамматическим строем речи Некоторое недоразвитие фонематического слуха. Обладают большим запасом слое. Легко могут пересказать содержав! ие сказки, легко подбирают слова и фразы
9. Особенности познавательной деятель.’ ности Она сильно недоразвита. Инертность психических процоссов Относительно сохранная познавательная деятельность. Могут быстро использовать оказанную им ПОМОЩЬ, усваивают принцип решения задач и используют его в сходных заданиях
Патогенез Структурные диф-фузные изменения в коре полушарий головного мозга, в силу чего е процессе ком- Нарушение темпа созревания той или иной системы. Замедленный темп созревания лобной

доли и её связей с другими областями коры и подкорковыми образованиями

11, Обратимость интеллектуального дефекта Нет Да
12. Эмоционально-волевая сфера Недостаточность сложных эмоций и произвольных (форм поведения, потреб-ность общения снижена Эмоционально неустойчивы. С трудом приспосабливаются к детскому коллективу, колебания настроения, повышенная утомляемость
13, Психические процессы И нтеллс ктуал ьны й дефект сочетается с нарушением моторики, речи, восприятия, памяти, снимания,эмоциональной сферы, произвольных ферм поведения Недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти
14, Игроеаддеятельность Не становится ведущей Проявляют себя творчески в игровой деятельности

При диагностике умственной отсталости также важно отграничивать ее от шизофре-нии. В детском возрасте данные состояния очень сложно диагностируются, с возрастом про-явления проблемы становятся более явными и возможна постановка точного диагноза. Таблица 11

Сравнительная таблица отличия олигофрении от шизофрении

ОЛИГОФРЕНИЯ ШИЗОФРЕНИЯ
Сохраняется адекватность ситуации и влияния среды • Истинное аутистическое поведение
* Умственно отсталый, под влиянием окружающих может действовать целенаправленно • Абулия (снижение психической активности)
* Бездеятельность и пассивность сменяются периодами расторможенности влечений с появлением примитивных интересов, связанных с инстинктивной деятельностью • Могут возникать различные продуктивные расстройства, несвойственные олигофрении

Январь 24, 2019 Коррекционная психология

Источник: https://psihologia.biz/korrektsionnaya-psihologiya_826/metodyi-diagnostiki-oligofrenii-13260.html

Диагностика умственной отсталости

Опубликовано: 15:12:43 15-10-2016

 Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий.

Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.

Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем  причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.

Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

  • Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
  • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости –неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
  • Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
  • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
  • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
  • Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования)  для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.

Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

  1. В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой.

    В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.

  2. У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др.

    Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.

  3. Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).
  4. Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллектаIQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).
  5. Тест Айзенка (с 18 лет и старше).
  6. Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.

В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости  обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.

Документы для скачивания:

28216_kak raspoznat umstvennuu otstalost.doc
Формат: .doc

Источник: http://a2b2.ru/methods/24961_diagnostika_umstvennoy_otstalosti/

Психология умственно отсталого ребенка

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных катего­рий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

Причины возникновения умственной отсталости многочисленны и раз­нообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям раз­вития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

– тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности (вирусные грипп, краснуха и др.);

– различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма бу­дущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующих­ся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следст­вием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств, алкоголя. Они могут изменить развитие плода:

– заражение плода различными паразитарными заболеваниями (напри­мер, токсоплазмозом);

– при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встреча­ются случаи заражения плода спирохетой;

– травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба.

Важно

Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возни­кающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим след­ствием умственную отсталость ребенка.

Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умствен­ной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в хромосомных заболе­ваниях, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор).

Среди причин, обусловливающих возникновение умственной отстало­сти, выделяют также воспалительные заболевания мозга и его оболочки, воз­никшие у младенца (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхож­дения), в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, небла­гополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией ро­дителей, особенно матери.

Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. Вы­деляются две основные клинические формы умственной отсталости: оли­гофрения и деменция.

Если время возникновения умственной отсталости ограничено внутри­утробным, природовым периодом и первыми тремя годами постнатальной жизни, ребенку ставится диагноз “олигофрения”(от греч. малоумный). Структура дефекта у таких детей характеризуется тотальностью и относи­тельной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести по­стигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения.

Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболе­вание, тем тяжелее оказываются его последствия.

Наиболее глубокие степени элигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриут-эобном периоде своего развития, поскольку срок нормального развития го-товного мозга ребенка минимален.

Совет

Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отста-юсть возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, органи-«ских заболеваний мозга (менингита, энцефалита) происходит распад уже формировавшихся психических функций.

Эти состояния называют демен-цией (слабоумие), при которой нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). При олигофрении период нормального развития отсутствует. Так же как и при олигофрении, интеллектуальный дефект при деменции носит необрати­мый характер.

Однако при деменции отмечается прогрессирование заболева­ния (чего нет при олигофрении).

Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями – эпилеп­сией, шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обуче­ние.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три степени умственной отсталости при олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В ши­рокой социальной и педагогической практике используется обобщающее оп­ределение “труднообучаемые”.

Согласно классификации, принятой Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степе­ни снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Дебильность – легкая (незначительная) степень умственной отстало­сти. Эта категория лиц составляет 70-80 % от всех детей-олигофренов.

Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они мало интересуются окру­жающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни.

Обратите внимание

К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пас­сивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме.

Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих де­тей формируется только предметная деятельность. Игровые действия не со­провождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формирует­ся. Игровая деятельность не становится ведущей.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруд­нено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с младшими детьми.

Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено.

Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испыты­вают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение.

Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал.

Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития.

Важно

С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью по­ступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ве­дется по специальным программам.

В небольших городах открыты специ­альные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах.

Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучаю­щихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для де­тей с нарушением интеллекта.

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умствен­ной отсталости после окончания школы благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, на­следовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федераль­ного управления и т. д.

Имбецилъностъ является умеренной степенью умственной отсталости (примерно 15 % случаев от всех умственно отсталых детей). При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования.

Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к че-тырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить.

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизно-шение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развиваю­щихся детей.

Совет

Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощуще­ния, восприятие, память, внимание, мышление.

Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является не­способность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся по­нятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специ­альные классы. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу.

По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способ­ны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.).

Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отста­лости хорошо справляются с сельскохозяйственным трудом. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детст­ва.

Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.

Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и мо­торных функций: задержка в проявлении эмоциональной реакции, неадек­ватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

У таких детей резко нарушены процессы памяти, восприятия, внима­ния, мышления. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще.

Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни.

Обратите внимание

Медленно и трудно формируются элементарные на­выки самообслуживания, в том числе гигиенические.

Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и осталь­ные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать се­бя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире. В России лица этой категории в основ­ном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ни­ми осуществляется только уход.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/15756.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
- блок будет находиться в левом нижним углу. Яндекс.Метрика