Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
Выбор и
последовательность применения методов
зависят от возраста и индивидуальных
особенностей обследуемого.
В обследование
важно включить элементы обучения,
задания аналогичного характера, в
которых проявляется способность ребенка
к переносупоказанных
приемов. Необходимо чередовать задания
вербального и невербального
характера.
Задания должны быть направлены
на исследование разных форм мышления. При проведении обследования
необходимо
учитывать следующие показатели:
-
эмоциональная реакция ребенка на обследование;
-
понимание инструкции и цели задания;
-
характер деятельности;
-
реакция на результат работы.
Среди методов
психолого-педагогической диагностики
умственной отсталости наиболее
эффективными являются: беседа,
наблюдение, изучение рисунков,
экспериментальные методики,тесты.
Метод беседы.
Беседа
позволяет судить о личностных качествах
и поведении ребенка, помогает вскрыть
причины некоторых отклонений в
развитии.Чтобы
выполнять функции метода диагностики,
беседа, несмотря на свою неформальность,
должна быть целенаправленной. Вопросы
должны быть четкими и понятными. Для
исследования умственных
способностей ребенка в беседе следует
выявить:
-
точность представлений ребенка о себе и своем ближайшем окружении;
-
характер представлений о времени;
-
представления о явлениях природы;
-
умение ориентироваться в пространстве;
-
запас сведений о родине, важных событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. п.
Метод наблюдения.
Наблюдение
должно проводиться целенаправленно
и сопровождаться фиксацией материалов.
Особое значение имеет наблюдение за
игровой деятельностью ребенка, т.к. в
ряде случаев оно является основным
методом исследования.
Создавая игровые
ситуации, ребенок практически проводит
анализ, синтез, обобщение и классификацию,
отбирая именно те игрушки, которые нужны
для определенного действия.
В ходепроизводимых
действий можно наблюдать за эмоциональными
реакциями, самостоятельностью,
организованностью, стойкостью интереса,
координацией движений, состоянием
моторики.
Метод изучения
рисунков. Рисунок
является важным дифференциально-диагностическим
показателем при изучении детей.
Когда
ребенку предлагается свободное
рисование, умственно отсталые,как
правило, затрудняются выбрать тему,
прибегая к изображению привычных
однотипных предметов, не создавая
сюжета. В случае же рисования
по заданию они не всегда выполняют его
в соответствии с инструкцией.
Умственно
отсталые дети затрудняются объяснить
рисунок. Все
три вышеописанных метода, помимо
диагностических целей, могут быть
использованы для установления контакта
с умственно отсталым ребенком.
Методы эксперимента.
Экспериментальное
задание создает ситуацию, в которой
актуализируются изучаемые психические
процессы. При соблюдении условий
обучающего эксперимента этот метод
дает возможность не только характеризовать
изучаемуюфункцию,
но и сделать прогноз развития, разработать
рекомендации для работы с ребенком.
Метод тестов.
Наиболее
широко распространен адаптированный
детский вариант теста Векслера. Он
включает 12 субтестов с диагностическими
заданиями вербального и невербального
характера.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3053645/page:40/
Методы диагностики олигофрении
Клинико-психопатологические методы — определяют расстройство познавательной функции интеллекта: малый объем знаний; неспособность оперировать имеющимися понятиями; недостаточная умелость и др.
2) Патопсихологические методы — выясняют степень умственной отсталости: Исследование мышления: предметная классификация; методики исключения (4-й
лишний и др.); сравнение понятий (картинок); объяснение пословиц, метафор; установление последовательности событий по серии рисунков; ассоциативный эксперимент.
• Память: заучивание 10 слов, коротких рассказов; метод пиктограмм.
• Исследование навыков счетных операций, уровня притязаний, самооценки, критических способностей.
• Метод Векслера.
Необходимо:
1) неврологическое обследование ребенка;
2) биологические исследования (пробы на токсоплазмоз, сифилис и т. п.);
3) генеалогическое исследование (наследственность).
Изучение детей с умственной отсталостью и разработка путей и методов их обуче-ния и воспитания имеет не меньшее значение и для совершенствования дифференциальной диагностики, т. е. отграничения детей с временной задержкой в развитии от детей- олигофренов.
Часто сильно выраженную степень отставания в развитии путают с легкой степенью умственной отсталости — с дебильностью. Но умственная отсталость и ЗПР — два совершенно различных понятия. Обобщая современную литературу по умственно-отсталым детям и детям ЗПР (Е.М. Мастюкова, С.Я. Рубинштейн, В.И. Астапов, М.С. Певзнер, Т.А.
Власова), рассмотрим сравнительную таблицу, в которой четко разграничим эти два состо-яния.
Таблица 10
Сравнение олигофрении и ЗПР
Характеристика | Олигофрения | Задержка психического развития |
1. Этиологические факторы | Внутриутробные н ранние постнаталь- ныо органические поражения ЦНС: хромосомные эаболева- | Возникает чаще а связи с экзогенными вредностями Однако действие этих вредностей приводит лишь |
ния; наследственные заболевания ЦНС (см. характеристику умственно-отсталым детей) | к нарушению темла развития детей. При-чины: интоксикация в период беременности: приредовые травмы: асфиксия, тяжелые заболевания (диспепсия и дизентерия) | |
2. Патогенетические факторы | Диффузное поражение коры полушарий головного моага. При легких, степенях оли-гофрении речь идет о диффузном, но отно-сительно поверхностном поражении коры полушарий головного мозга | Задержка развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы |
3. Высшая нервная деятельность | Новые условные свя- эи, особенно сложные, формируются значительно медленнее. Дифференцированные условные связи вырабатываются с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, т.е. легко угасают.Процессы возбуждения и торможения слабеют. Работоспо-собность нервных клеток снижена, и после небольшой на груз- | Большая сила основных нервных процессов (возбуждения и торможения), большая подвижность и менее выраженная склонность процесса возбуждения к широкой иррадиации. Более тесное взаимодействие 1 и It сигнальных систем, невозможна выработка связей без их адекватной вербализации. ибо словесная система непременно контролирует выработку этих связей. |
кл они впадают в состояние охранительного торможения. Выраженная инерт-ность. Нарушение взаимодействияи II сигнальных систем, что связано с недоразвитиемсигнальной системы | Разработка сложных дифференцировок идет медленно, но качественно белее полноценно | |
4. Клиническая картина | Развитие диспластич- но, особенно в отношении формы черепа | Отличаются малым ростом и весом |
5. Особенности нервной системы | В 100% случаев имеет место неврологическая симлтоматика. Часто правосторонний гемисиндром, это указывает на заинтересованность ведущего левого полушария | В 40% не обнаружены патологические знаки, в тех случаях, где имеются легкие неврологические знаки. они чаще всего левосторонние |
6. Состояние моторики | Недоразвита моторика в целом. Движонил глохо координирован- ны. Отмечается недоразвитие движений рук. Этим детям трудно выполнить движение по словесной инструкции или в воображаемой ситуации | Моторика достигает достаточного уровня. Движения координированные отличаются ловкостью, четкостью, недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения |
7. Состояние зрения и слуха | Острота зрения снижена у 45% детей. Почти у всех нечет- | Почти нет отклонений со стороны зрения. Лишь у 20% детей |
кость и фрагментарность зрительных восприятий. Снижение слуха примерно в 20% случэеа | встреча ются отклонения в зрительном вос-приятии (перечеркнутых и рисованных фигур). Нормальный слух почти у 95% детей | |
S. Особенности речевой деятельности | Плохо усваивают значения слов, что отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает развитие речи. Бедный словарь. Нарушение звукопроизношения, фонети ко-фоне мати — ческие нарушения. Плохо овладевают грамматическим строем речи | Некоторое недоразвитие фонематического слуха. Обладают большим запасом слое. Легко могут пересказать содержав! ие сказки, легко подбирают слова и фразы |
9. Особенности познавательной деятель.’ ности | Она сильно недоразвита. Инертность психических процоссов | Относительно сохранная познавательная деятельность. Могут быстро использовать оказанную им ПОМОЩЬ, усваивают принцип решения задач и используют его в сходных заданиях |
Патогенез | Структурные диффузные изменения в коре полушарий головного мозга, в силу чего е процессе ком- | Нарушение темпа созревания той или иной системы. Замедленный темп созревания лобной |
пенсации на возникает полной обратимости симптомов |
доли и её связей с другими областями коры и подкорковыми образованиями |
|||||||||||
11, Обратимость интеллектуального дефекта | Нет | Да | ||||||||||
12. Эмоционально-волевая сфера | Недостаточность сложных эмоций и произвольных (форм поведения, потреб-ность общения снижена | Эмоционально неустойчивы. С трудом приспосабливаются к детскому коллективу, колебания настроения, повышенная утомляемость | ||||||||||
13, Психические процессы | И нтеллс ктуал ьны й дефект сочетается с нарушением моторики, речи, восприятия, памяти, снимания,эмоциональной сферы, произвольных ферм поведения | Недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти | ||||||||||
14, Игроеаддеятельность | Не становится ведущей | Проявляют себя творчески в игровой деятельности |
При диагностике умственной отсталости также важно отграничивать ее от шизофре-нии. В детском возрасте данные состояния очень сложно диагностируются, с возрастом про-явления проблемы становятся более явными и возможна постановка точного диагноза. Таблица 11
Сравнительная таблица отличия олигофрении от шизофрении
ОЛИГОФРЕНИЯ | ШИЗОФРЕНИЯ |
Сохраняется адекватность ситуации и влияния среды | • Истинное аутистическое поведение |
* Умственно отсталый, под влиянием окружающих может действовать целенаправленно | • Абулия (снижение психической активности) |
* Бездеятельность и пассивность сменяются периодами расторможенности влечений с появлением примитивных интересов, связанных с инстинктивной деятельностью | • Могут возникать различные продуктивные расстройства, несвойственные олигофрении |
Январь 24, 2019 Коррекционная психология
Источник: https://psihologia.biz/korrektsionnaya-psihologiya_826/metodyi-diagnostiki-oligofrenii-13260.html
Диагностика умственной отсталости
Опубликовано: 15:12:43 15-10-2016
Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий.
Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.
Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.
Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы
- Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
- Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости –неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
- Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
- Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
- Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
- Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования) для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.
Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?
- В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой.
В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.
- У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др.
Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.
- Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).
- Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллектаIQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).
- Тест Айзенка (с 18 лет и старше).
- Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.
В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.
В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.
Документы для скачивания:
28216_kak raspoznat umstvennuu otstalost.doc
Формат: .doc
Источник: http://a2b2.ru/methods/24961_diagnostika_umstvennoy_otstalosti/
Психология умственно отсталого ребенка
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.
Причины возникновения умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.
Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
– тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности (вирусные грипп, краснуха и др.);
– различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств, алкоголя. Они могут изменить развитие плода:
– заражение плода различными паразитарными заболеваниями (например, токсоплазмозом);
– при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;
– травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба.
Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.
Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор).
Среди причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, выделяют также воспалительные заболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери.
Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. Выделяются две основные клинические формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.
Если время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым периодом и первыми тремя годами постнатальной жизни, ребенку ставится диагноз “олигофрения”(от греч. малоумный). Структура дефекта у таких детей характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения.
Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия.
Наиболее глубокие степени элигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриут-эобном периоде своего развития, поскольку срок нормального развития го-товного мозга ребенка минимален.
Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отста-юсть возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, органи-«ских заболеваний мозга (менингита, энцефалита) происходит распад уже формировавшихся психических функций.
Эти состояния называют демен-цией (слабоумие), при которой нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). При олигофрении период нормального развития отсутствует. Так же как и при олигофрении, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер.
Однако при деменции отмечается прогрессирование заболевания (чего нет при олигофрении).
Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями – эпилепсией, шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение.
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три степени умственной отсталости при олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.
В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение “труднообучаемые”.
Согласно классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).
Дебильность – легкая (незначительная) степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет 70-80 % от всех детей-олигофренов.
Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни.
К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме.
Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется. Игровая деятельность не становится ведущей.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с младшими детьми.
Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено.
Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение.
Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал.
Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития.
С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам.
В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах.
Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.
Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости после окончания школы благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.
Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.
Имбецилъностъ является умеренной степенью умственной отсталости (примерно 15 % случаев от всех умственно отсталых детей). При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования.
Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к че-тырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить.
У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».
Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизно-шение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.
Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.
Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу.
По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.).
Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости хорошо справляются с сельскохозяйственным трудом. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства.
Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка.
Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.
У таких детей резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще.
Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни.
Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.
Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире. В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними осуществляется только уход.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/15756.html