Какой уровень iq соответствует легкой умственной отсталости: как снять диагноз

Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости |

Малоумие, умственная отсталость — это не психическое заболевание, а состояние человека. Есть категория лиц, детей, у которых существует лимит биологических способностей.

Нормальные родители, естественно, пытаются создать все условия, чтобы возможности ребенка возросли, но, к сожалению, направляют усилия не в ту сторону. Нужно воспринять малыша как можно раньше таким, каков он есть, и помочь ему адаптироваться в обществе.

Чтобы точно понять, насколько остро стоит проблема, предлагается установить, какой уровень iq соответствует легкой умственной отсталости, умеренной и сложной форме заболевания.

Уровень iq

Прежде чем определять барьер возможностей ребенка, в первую очередь следует знать о самом недуге, его причинах, симптомах. Умственная отсталость может быть как врожденной, так и приобретенной из-за воздействия различных факторов:

    инфекционных заболеваний головного мозга: энцефалит, менингит, энцефалопатия и т. д.; травмы головного мозга; недостатка витаминов, скудного питания; диабета, ожирения; болезней щитовидной железы; сильного стресса.

Врожденная патология может возникнуть из-за:

    Наследственности. Если в семье есть лица с умственными отклонениями, психическими заболеваниями, вполне вероятно, что у ребенка возникнут проблемы с умственными функциями. Наркомания, алкоголизм родителей — ядовитые вещества нарушают работу головного мозга и вызывают не только умственные, но и физиологические, психические дефекты у малыша. Проживание родителей в зонах с опасной экологией. Недоедание, авитаминоз во время беременности. Внутриутробные негативные процессы. Преждевременные роды и т. д.

Симптомы умственной отсталости

Главным признаком отсталости в умственном развитии является нарушение интеллектуальных способностей. Данный симптом приводит к тому, что у ребенка создается социальная дезориентация, дезадаптация. Они развиваются в разных областях: речевой, психомоторной, интеллектуальной. Медицинские специалисты используют иной термин — олигофрения, что дословно означает — малоумие.

Но данное название дается только в тех случаях, когда налицо причина развития дефекта. В иных случаях, применяется выражение «умственная недостаточность». В международной классификации заболеваний мкб 10, диагнозу присвоен определенный код. Легкая умственная отсталость F 70 говорит о невыраженной степени патологии.

Умственная недостаточность — более обширное понятие, при котором возникает:

    отставание в развитии; социальная запущенность; педагогическая недоразвитость.

Если говорить коротко, то олигофрения, умственная отсталость — это низкий уровень интеллекта, соответствующего определенному возрасту.

Легкая степень отсталости

Благодаря современным методам дифференциации интеллектуального отставания от других, более серьезных психических заболеваний, специалисты быстро устанавливают диагноз. В первую очередь, изучаются познания, способности ребенка, присущие его возрастной категории. Если он отстает от большинства своих сверстников, есть повод задуматься.

При этом важное значение имеет семья, окружение, в которых воспитывается пациент. Если в доме «царит» соответствующая обстановка: пьющие или злоупотребляющие спиртным родители, низкий социальный уровень, отказ от развития собственного интеллекта, насилие. Страдающий умственной недостаточностью ребенок с опозданием реагирует на предметы, которые способны порадовать любого малыша.

Также они не сразу откликается на звуки.

Важно: частыми спутниками ребенка с низким уровнем умственных способностей являются припадки эпилептического характера, сердечно-сосудистые патологии, нарушение слуховых, зрительных функций.

Обратите внимание

В последние годы врачи применяют специальный тест, устанавливающий уровень ай-кью. Вопросы ставятся соответствующие возрасту. В зависимости от ответов, шкала может варьироваться. И чем меньше число баллов — тем ниже интеллект. При легкой умственной отсталости, результат соответствует индексу от 50 до 70, в этом случае ставится диагноз «дебильность».

Важно: дети с диагнозом «дебилизм» в состоянии изучить букварь, научиться считать, писать, но для этого требуется терпение и старание взрослых.

Лечение отставания в интеллекте

Отставание в интеллектуальном развитии напрямую указывает на недостаточное функционирование центральной нервной системы. Проблема, к сожалению, не поддается лечению. Доктора предписывают лекарственную терапию, стимулирующую работу мозга, но если болезнь возникла из-за биологических способностей организма, эффект будет минимальным.

Психотерапия предназначена для улучшения адаптации, развития элементарных навыков, но метод показан при более глубоких нарушениях интеллектуальных способностей.

В качестве медицинских средств, назначают ноотропики, успокоительные.

Учеба лиц с умственной отсталостью

Пока ребенок не достиг школьного возраста, обнаружить умственные отклонения практически невозможно, так как он мало отличается от своих сверстников. При достижении школьного возраста, с помощью учителей, родных, дети могут отучиться до 5 класса. Далее предписано посещение вспомогательных занятий, благодаря которым можно хоть как то корректировать развитие.

Умственная отсталость легкой степени: инвалидность

Для установления инвалидности, вне зависимости от того, каким заболеванием страдает человек, необходимы определенные условия, к которым относятся:

    неспособность выполнять обязанности при учебе, на работе, дома; неспособность к самообслуживанию.

Создается специальная медико-социальная комиссия экспертов, которые детально изучают положение человека в обществе, его качество жизни и вышеперечисленные критерии.

Не исключено, что будут даны тесты, проведены беседы со специалистами, сбор информации от близких, сотрудников сада, школы.

И если налицо ограничения жизненных функций из-за стойкого нарушения способностей организма, вызванных болезнью, травмами, дефектами, то комиссия утвердит при диагнозе «умственная отсталость» инвалидность.

Как снять диагноз легкая умственная отсталость

Для снятия диагноза необходимо обратиться в профильную, специализированную клинику, где был установлен недуг, и пролежать в стационаре один месяц. При позитивной динамике, после успешных ответов на тест, доктор собирает комиссию. Визуальный осмотр, состояние больного за прошедшие годы являются дополнительным условием для упразднения отметки в медицинской карте.

Снятие диагноза «УО» происходит крайне редко, но все же, отчаиваться не стоит. Главное не реагировать на заключение специалистов агрессивно, а набраться терпения и через некоторое время вновь обратиться за снятием диагноза.

Большинство лиц, страдающих «уо» задают вопрос — можно ли снять диагноз умственная отсталость, если не посещать регулярно лечащего врача. К сожалению, данный факт является неотъемлемым условием для вывода комиссии.

Важно: с ранних лет наблюдаться в клинике и при первейшей же возможности, если есть подтверждающие факторы, заняться данным вопросом.

Профилактика развития интеллектуальной недостаточности

При соблюдении осторожности, родители могут предупредить развитие умственных отклонений приобретенного типа:

    применение всех возможностей, чтобы минимизировать травмирование ребенка при родах; при планировании ребенка, родители должны укрепить свое здоровье, исключить развитие инфекционных, воспалительных процессов; необходимо отказаться от вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании и т. д.; во время беременности избегать стрессовых ситуаций, конфликтов; регулярно посещать врача, измерять показатели на случай развития дефектов плода; проконсультироваться у генетиков на факт наличия отклонений в организме матери и отца.

Несмотря на то, что в детстве ставится диагноз «малоумие», в будущем большинство из больных лиц растворяются в общей массе людей. Они с успехом женятся, заводят детей, устраиваются пусть и на простую, но все же работу среди людей. Но это не значит, что ему не нужна помощь близких, которые всегда должны быть рядом с больным человеком.

Умственная отсталость. Ошибки в постановке диагноза

Когда ребенку ставят диагноз умственная отсталость, сразу возникает много вопросов — что нужно делать, окончательный ли это диагноз или нет, уже можно отчаяться и опустить руки или еще рано и т. д.

Действительно это может оказаться ошибочный диагноз. Его могут поставить вместо таких нарушений, как ЗПР, аутизм и алалия.

1. Время постановки диагноза. Как правило, уверенно говорить об умственной отсталости можно не ранее 7-ми лет.

Если диагноз поставили раньше 7-ми лет, то тут речь будет идти о наличие отставания в развитии у ребенка, но, о каком именно точно, сказать будет еще нельзя.

Важно

Отставание в развитие фактор важный и опасный, поэтому меры по лечению и коррекции нужно предпринять немедленно, но все же об окончательном диагнозе речь еще идти не может.

2. Диагноз ставится по итогам прохождения психологической диагностики. При этом необходимо пройти диагностику на умственную отсталость у двух разных специалистов. Основной тест, который используется – это тест Векслера. Основанием для постановки диагноза не может быть краткая беседа или «немножко порасскладывать картинки».

Иногда дети более собраны вместе с родителями, иногда наоборот. При прохождении диагностики надо помнить об этом. Поэтому нужно сначала попробовать и посмотреть будет ли разница в поведение ребенка, вместе с родителем и без них.

3. Профессионально проведенное тестирование может с очень большой долей вероятности отделить умственную отсталость от задержки психического развития(ЗПР). Для точной диагностики аутизма или алалия – этого недостаточно.

Поэтому необходимо обратиться к психологу, специализирующемуся в области аутизма и к логопеду.

Как правило, в районной комиссии осмотр логопеда назначается в общем порядке, если нет, то нужно уже самостоятельно получить данную консультацию. Логопед определяет характер нарушения речи ребенка.

Это очень важный момент, так как, и при нарушении развития интеллекта, может запаздывать речь, так и наоборот – если есть, то или иное нарушение речи, то оно может тормозить развитие мышление и вообще всё психическое развитие ребенка.

Найти психолога, работающего с аутизмом, на сегодня не так просто. Но, в первую очередь, нужно спросить там, где уже проходите обследование. Но скорей всего придется искать самостоятельно.

Это три основных момента, которых нужно иметь ввиду и отнестись к ним очень серьезно.

— Важно помнить, что точный диагноз может быть поставлен не раньше 7-ми лет.

— Необходимо пройти стандартную диагностику, не менее, чем у двух специалистов.

— И важно убедиться, что диагноз точный, а не перепутан с похожими нарушениями развития.

Совет

Но независимо от конкретного диагноза и его точности, если вообще возник вопрос о нем, это значит, Что у ребенка всё-таки присутствует то или иное отставание в психическом развитии.

В такой ситуация Самое главное как можно быстрее начать необходимое лечение и коррекцию психического развития.

Все дети развиваются немного по-разному, но, когда речь идет об отставание развития, то это значит, что недоразвитие тех или иных психических процессов у ребенка действительно большое, и не вписывается, ни в какие вариации нормального развития.

Само по себе отставание не пройдет. Более того, если не предпринимать необходимых усилий, оно будет все больше с каждым годом. Именно поэтому оно требует внимание и лечение. И как можно быстрее. Потому что, чем раньше начать исправлять нарушения, тем быстрее и проще их будет исправить.

В первую очередь, проходят обследование у врачей. Это нормально и нужно, но не стоит рассчитывать на получение какай-то особенной, решающей информации. Так как, врачи занимаются физическим здоровьем ребенка, А у нас речь идет об отставание психического развития. Важными врачами будут невролог и психиатр.

Если ребенка направили к психиатру, это вовсе не значит, что его посчитали сумасшедшим. Иногда это просто формальность. Но в любом случае в ответственность психиатра входит самые различные затруднения в работе нервной системы ребенка. В том числе и не имеющие никакого отношения к психической ненормальности.

Психиатр может назначить необходимые для нормального функционирование ребенка, лекарства, и это очень важно.

Родители, часто услышав от врача об отставание ребенка, бояться обратиться еще куда-либо. Причины самые различные, начиная от стыда за ребенка до страха насильственного помещение в какое-нибудь учреждение.

На сегодня подобные страхи можно оставить в прошлом – Где будет учиться ребенок решают только родитель. Это закреплено законодательством. Такие направление ПМПК имеют только рекомендательный характер.

Обратите внимание

Не говоря о том, что у нас просто слишком мало, некоторых специальных учреждений, например, детских садов для особых детей.

Специалистами по лечению, а вернее по коррекции отставаний в психическом развитии являются психологи, специализирующиеся в этой области. Отставание в психическом развитии ребенка надо сокращать, подтягивать уровень развитие ребенка к возрастным нормам. Это делается с помощью коррекционно-развивающих занятий.

На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком занимаются развитием его интеллектуальной и эмоциональной сферой.

Именно недоразвитие этих сфер входит в понятие отставания в психическом развитии.

То есть, главное, что необходимо – это как можно быстрее начать ликвидировать это самое отставание в развитие ребенка, то есть, заниматься его интеллектуальный и эмоционально-волевым развитием.

Важным может оказаться отставание и в речевом развитии. Этим должен заниматься логопед, но желательно, в сотрудничестве с психологом.

При этом время от времени необходимо показываться лечащему врачу.

Если ребенок будет получать именно необходимое лечение, то в большинстве случае, со временем нарушение развитие пройдет, Он подтянется к сверстникам, и вырастит полноценным человеком.

Если этого не произойдет, и со временем, к сожалению, подтвердиться диагноз умственная отсталость, то эти усилия всё равно не были напрасными. Так как, если бы с ребенком не занимались его развитием, то с каждым годом он отставал бы все больше. И мог бы превратиться в действительно тяжелого инвалида. Не смог бы учиться в школе, требовал постоянного ухода и заботы.

Поэтому важно полноценно развивать ребенка в любом случае. Если у ребенка ЗПР, то с помощью психологической коррекции отставание в развитие полностью исчезает уже к середине школьного возраста.

Если аутизм или какое-то речевое нарушение, то шансы на нормальное будущее очень велики, если умственная отсталость, То речь пойдет о легкой степени этого нарушения.

Важно

Что даст ребенку очень большие возможности, на учебу, работу и личную жизнь (хотя и меньшие, чем при других нарушениях).

На сегодня ситуация того или иного отставания в развития встречается очень часто. В каком-то плане, это стало нормой современной жизни.

Возможно плохая экология и питания, слишком быстрый темп жизни, очень плохое здоровье современных людей – все это привело к огромному росту детей с нарушениями развития. Но большинство этих нарушений – это легкие нарушение.

Те нарушения, которые при своевременной и правильной коррекции полностью исправляются, и ребенок вырастает полноценной здоровой личностью.

Источники:

//psycholekar. ru/psihicheskie-rasstroystva/kakoy-uroven-iq-sootvetstvuet-legkoy-umstvennoy-otstalosti. html

//www. b17.ru/article/37426/

Источник: https://live-academy.ru/kakoj-uroven-iq-sootvetstvuet-legkoj-umstvennoj-otstalosti/

34. Умственная отсталость

Интеллект –
способность усваивать новые знания и
применять их в практической деятельности.

Уровень
интеллектуального развития пациента
врач может оценить в беседе с ним по
высказываниям больного, уровню
абстрактного мышления, эрудированности,
способности к обобщениям. Пациенту
можно предложить совершить простые
арифметические действия, объяснить
значение пословиц и поговорок.

Кроме
того существуют специальные тесты для
более точного определения интеллектуального
развития (тест Айзенка, тест Векслера).
Результаты оценки интеллекта по данным
тестов выражаются в определенном
количестве баллов, которые определяются
как коэффициент интеллекта (IQ).

Коффициент интеллекта ниже 70 свидетельствует
об интеллектуальной недостаточности.

Патология интеллекта
проявляется различными формами и
степенями умственной отсталости.

Умственная
отсталость – состояние задержки или
неполного развития психики, которое
характеризуется нарушением когнитивных,
речевых, моторных и социальный
способностей. Ранее (до МКБ-10) употреблялся
термин «олигофрения», впервые введенный
Э.Крепелином. Характерно отсутствие
прогредиентности, в отличие от деменции.

Этиология
– известно более 100 вредных факторов:

  1. наследственно обусловленные нарушения обмена веществ (недостаточность того или иного фермента), хромосомные болезни;

  2. инфекционные агенты, воздействующие в период внутриутробного развития или в первые годы жизни (нейротропные вирусы, бледная спирохета, токсоплазма, менингококк и т.д.);

  3. многочисленные интоксикации (появление в организме матери токсичных продуктов вследствие нарушения функции печени или почек, алкоголизм матери, применение различных химических веществ с целью прерывания беременности, гормональные дискорреляции в организме матери и т.д.);

  4. действие лучевой энергии в период беременности;

  5. иммунологическая несовместимость тканей матери и плода (резус-конфликт);

  6. различные нарушения питания развивающегося организма (общее голодание матери, недостаток в ее рационе тех или иных жизненно важных веществ: витаминов, солей и т.д.); особо важное значение имеет кислородное голодание развивающегося мозга;

  7. недоношенная беременность (преждевременные роды), механические травмы во время родов, в частности, наложение щипцов;

  8. травмы и заболевания центральной нервной системы в первые 3 годы жизни.

F
70. Легкая умственная отсталость

Соответствует
олигофрении в степени дебильности.
Речевые навыки приобретаются с некоторой
задержкой, но большинство лиц могут
использовать речь в повседневых целях,
поддерживать беседу, способны к
самообслуживанию. Могут обучаться во
вспомогательной школе. Многие оканчивают
8 классов.

В большинстве случаев возможно
трудоустройство, требующее способности
к практической деятельности, включая
полуквалифицированный ручной труд. При
наличии эмоциональной и социальной
незрелости наблюдаются проблемы в
брачной жизни, в воспитании детей и т.д.

Повышенная внушаемость способствует
асоциальному поведению, когда лица с
дебильностью попадают под влияние
уголовных элементов. Интеллектуальный
коэффициент (IQ)
составляет 50 – 69 (при определении тестом
Векслера).

F
71. Умеренная умственная отсталость

Совет

Соответствует
олигофрении в степени имбецильности.
Интеллектуальный коэффициент 35 – 49.
Характерно медленное понимание и
использование речи. Запас слов ограничен.
Речь косноязычна.

Отстает развитие
навыков самообслуживания, моторика,
некоторые нуждаются в надзоре в течение
всей жизни. Лица с умеренной умственной
отсталостью могут учиться во вспомогательной
школе только до 3 класса.

Могут писать
отдельные слова, знают порядковый счет
и сложение в пределах 10. Способны к
физическому труду (уборка, мытье посуды).
Абстрактное мышление отсутствует. Не
могут понять смысл пословиц.

Нарушены
пространственно-временные представления
(знание правой, левой стороны, понятие
«верх – низ»). Нуждаются в контроле.
Независимое проживание невозможно.
Инфантильны, внушаемы, эмоции примитивны,
но способны к привязанности к отдельным
лицам.

F
73. Глубокая умственная отсталость
(идиотия)

IQ 0 – 20. Не способны к пониманию речи, не
приобретают навыки самообслуживания.
Речь отсутствует. Эмоции низшие.
Выражаются криком удовольствия и
неудовольствия. Характерна пика –
поедание несъедобного.

Не дифференцируют
своих и чужих. Чаще находятся в
психоневрологических интернатах в
связи со сложностью надзора в домашних
условниях.

Нередко тяжелые неврологические
и соматические нарушения (эпилепсия,
расстройства зрения, слуха и т.д.).

Лечение умственной
отсталости:

  1. специфическое при энзимопатиях;

  2. стимулирующие препараты, ноотропы для повышения психической активности;

  3. седативное при возбуждении;

  4. общеукрепляющие;

  5. дегидратационная терапия.

Профилактика
умственной отсталости:

  1. устранение факторов, действующих на эмбрион и плод во время беременности и приводящих в дальнейшем к умственной отсталости;

  2. раннее выявление диферментозов и правильная диета;

  3. правильное ведение родов;

  4. разумный подход к реанимационным мероприятиям по отношению к новорожденному.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1821290/

Что такое умственная отсталость

Умственная отсталость, или, на западный манер, интеллектуальная инвалидность, характеризуется недоразвитием психики со снижением общего интеллекта, что приводит к невозможности приобрести способности, необходимые для повседневной жизни и работы.

При этом есть разные степени умственной отсталости, и каждый отдельный случай имеет свои отличия, обусловленные тяжестью интеллектуальных нарушений. Умственная отсталость в легкой степени требует повышенного внимания и работы с детьми, так как высока вероятность успешной интеграции в общество даже при наличии болезни.

Умственной отсталости в международной классификации болезней посвящена рубрика F70. В зависимости от тяжести интеллектуальных проблем выделяют следующие виды умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Интеллектуальная инвалидность: основные моменты

Умственная отсталость – не такое уж редкое явление в современном мире. Выявляется у 3-24 человек на 1000. Экопатогенные факторы могут увеличивать распространенность до 7%. Мужчины чаще страдают легкой степенью, чем женщины (в 1,5 раза).

Для первичной диагностики используют методику Векслера, позволяющую определить уровень интеллекта. Основные формы умственной отсталости по показателям IQ и характеристика умственной отсталости конкретного вида:

1. Легкая умственная отсталость – коэффициент интеллекта в районе 50-69 баллов (в адаптационном варианте теста другой диапазон баллов – 60-79). В МКБ-10 – F70. Развитие детей с легкой степенью несколько отстает от их сверстников, они слабее интеллектуально. Обычно у них хорошая механическая память, позволяющая приобрести значительный запас знаний и навыков.

Рекомендуем: Что изучает дефектология?

Обратите внимание

Самостоятельность и инициативность низкие или отсутствуют, имеются проблемы с самообладанием, импульсивность, внушаемость, склонность к подражательному поведению.

Психолого-педагогическая коррекция позволяет больным овладевать профессиями, которые не требуют высокой квалификации. Люди с нарушениями интеллектуального развития обучаемы и часто живут самостоятельно, если не имеют отягчающих заболеваний.

  Обследование в раннем возрасте не выявляет легкую степень. Диагностируется в 5-6 лет.

2. Умеренная умственная отсталость – IQ в диапазоне 35-49, в адаптированном варианте методики 45-59. В классификации болезней ей соответствует раздел F71. Эта степень умственной отсталости у детей имеет следующие характерные симптомы: механическая память развита, запас слов небольшой, трудности в восприятии речи и в её порождении.

Выражена эгоцентричность, с трудом переживают интеллектуальное напряжение. Обучение помогает овладеть основными навыками и умениями, но объем усвоения мал. Если моторное развитие в порядке, могут выполнять простой труд, правда, только механически.

3. Тяжелая умственная отсталость соответствует показателю интеллекта в 20-34 балла, в адаптированном варианте 30-44. Описывается в разделе F72 по МКБ-10. С трудом контактируют с социумом. Моторика развита слабо. Психологические особенности людей с тяжелой степенью практически обнуляют вероятность приобретения необходимых бытовых умений и навыков.

4. Глубокая умственная отсталость диагностируется у людей с коэффициентом менее 20 баллов; если используется адаптированный вариант, то менее 30. Представлена в МКБ-10 под номером F73.

Дети с глубокой степенью почти не реагируют на внешние раздражители, либо их реакции отличаются неадекватностью и невозможностью сосредоточиться.

Важно

Смысл для них редко доступен, но они воспринимают интонационную составляющую речи.

Отличаются примитивными эмоциональными ответами. К примеру, если они сыты, а окружающая обстановка не агрессивна, то приходят в спокойное и благодушное настроение, на голод и неприятные ощущения возникает крик, плач. Вместе с большим отставанием в интеллекте у детей с глубокой умственной отсталостью наблюдаются признаки нарушения физического развития.

Рекомендуем: Девиантное поведение — как проявляется?

В соответствии с МКБ-10, к F78 относят случаи, когда невозможно наверняка установить конкретный вид умственной отсталости. У детей с проблемами слуха, зрения и т.д. чаще всего будет диагноз «другая умственная отсталость».  До перехода на МКБ-10 выделяли три вида интеллектуальной недоразвитости:

  • Дебильность, соответствующую легкой степени.
  • Имбецильность – аналог умеренной и тяжелой.
  • Идиотию, которая определялась в том же ключе, что и глубокая степень умственной отсталости.

Особенности

Причины умственной отсталости можно разделить на наследственные и средовые. Большое значение имеют изменения в количестве и структуре хромосомного набора. Их провоцируют такие факторы, как старение, токсические вещества, нарушения метаболизма и радиация.

Особое внимание стоит уделить средовым факторам, действующим на организм ребенка до его рождения через мать. К ним относятся:

  • Внутриутробные инфекции.
  • Гипоксия.
  • Лекарства (антибиотики, сульфаминамиды, барбитураты, нейролептики).
  • Психоактивные вещества.
  • Иммунологическая несовместимость.
  • Травмы при родах.

После рождения ребенка тоже существуют факторы, приводящие к умственной отсталости. Среди них чаще всего с повышенным риском её развития называют:

  • Нейроинфекции.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Различные заболевания, которые протекают с обезвоживанием и нарушением питания тканей и органов.
  • Интоксикации.

Предположительно, на развитие расстройства мышления может повлиять дефицит сенсорной стимуляции в самом начале жизни ребенка, недостаток общения со значимыми взрослыми. Впрочем, три четверти случаев связывают с повреждениями мозга ребенка еще до родов.

Основные симптомы умственной отсталости связаны с недоразвитостью интеллектуальной сферы. Критерии умственной отсталости, по МКБ-10:

  • Нарушения способностей (речь, моторика, внимание, память).
  • Неспособность адаптироваться к социальным условиям.
  • IQ ниже нормы, при условии что измерение коэффициента интеллектуального развития проводилось с учетом культурных особенностей.

Понятие умственной отсталости вошло в современную науку не так давно, но само явление известно на протяжении всей человеческой истории. Врожденная умственная отсталость и приобретенное слабоумие отличаются тем, что в первом случае интеллект не достигает нормального развития, во втором же интеллект, достигнув нормы на каком-то этапе, начинает снижаться.

Рекомендуем: Детская психология

У взрослых без ранее диагностированных проблем с интеллектуальным развитием снижение интеллекта носит название деменции. Врожденную умственную отсталость характеризует прежде всего раннее обнаружение; приобретенное слабоумие, наоборот, чаще всего диагностируется в пожилом возрасте.

Аутизм и умственная отсталость имеют ряд схожих черт, но их также стоит отличать, так как методы лечения различны. Корневое отличие: аутисты показывают неровное развитие, а дети с умственной отсталостью, по определению, имеют задержку во всех сферах сразу.

Проявления

Умственная отсталость у детей наиболее явно прослеживается в экспериментах по классификации предметов. Особенности детей с умственной отсталостью объясняются аномалиями развития головного мозга. Признаки умственной отсталости у детей:

  • Особенности мышления: затруднены процессы обобщения и абстрактного мышления. Умственная отсталость связана, применительно к познавательной деятельности, с преобладанием установления частных, конкретных связей, купирована способность к отвлеченным размышлениям.
  • Трудности с сосредоточением внимания, дети легко отвлекаются.
  • Восприятие бедное.
  • Новые знания усваиваются медленнее, требуется множество повторений, чтобы закрепить знания.
  • Почти всегда значительно страдает смысловая память, а механическая может быть достаточно хорошо развита. Это легко заметить при чтении текстов, ребенок не может передать своими словами смысл прочитанного текста.
  • Проблемы с развитием речи. Недоразвитие речевых способностей зависит от степени. В целом речь бедна, маловыразительна, фразы короткие, слова часто употребляются не по смыслу. Косноязычие может ликвидироваться со временем, но времени потребуется больше, по сравнению со здоровыми детьми.
  • Эмоциональная сфера отличается простотой, неспособностью контролировать проявления эмоций, малой дифференцированностью. Часто любознательность отсутствует, заменой ей выступает любопытство.
  • Воля тем меньше проявлена, чем сильнее интеллектуальный дефект.

Борьба за нормальную жизнь

Лечение умственной отсталости осуществляется как посредством психолого-педагогической коррекции, так и медикаментозно. В последнем случае активно используют ноотропы, к тому же работа с причинами заболевания на ранних стадиях может предотвратить психическое недоразвитие.

К примеру, если нарушен метаболизм аминокислот, обычная диета может значительно понизить риски развития интеллектуальной недостаточности. Поэтому вовремя поставленный диагноз – залог отсутствия проблем или их минимизации.

В целях развития детей с умственной отсталостью ноотропы стали играть большую роль. Часто рекомендации врачей включают не только ноотропный препарат, но и сосудорасширяющий.

Кроме того, обязательно включение в лечение приема витаминов группы В, которые способствуют улучшению метаболических процессов в центральной нервной системе, что положительно сказывается на течении умственной отсталости.

Рекомендуем: Когнитивное развитие — это

Причины возникновения умственной отсталости и сопутствующие факторы влияют на процесс лечения. В последние годы, если не помогают лекарственные препараты, для лечения тяжелой и глубокой стадии предлагают использовать хирургическое вмешательство. К нему относится пересадка эмбриональной ткани или стволовых клеток в некоторые участки мозга.

Разобравшись с тем, что такое умственная отсталость, можно углубиться в вопросы развития и обучения детей с этим диагнозом. Психолого-педагогическая коррекция для таких детей – возможность вести полноценную жизнь и чувствовать себя членами общества.

Детская умственная отсталость легкой и умеренной степени при условии работы с проблемой поддается значительной корректировке.

Совет

Особенности развития людей с интеллектуальными нарушениями диктуют свои правила в обучении.

 Воспитание детей и их обучение должно вестись с оглядкой на задержку развития интеллекта и адаптивных навыков, нужно формировать базовые навыки и умения для того, чтобы ребенок смог идти дальше:

  • Тренировка кратковременной памяти.
  • Обучение детей связыванию информации в смысловые блоки.
  • Тренировки на определение главных и второстепенных элементов.
  • Научение переносить выявленные методы в другой контекст.
  • Работа с ребенком относительно адаптивного поведения (социальные нормы; навыки, необходимые в повседневной жизни, и прочее).
  • Обучение навыкам самоопределения.

Обучение детей с умственной отсталостью стоит проводить в игровой форме, так как в основном у них преобладает непроизвольное внимание. Игры для детей с умственной отсталостью должны соответствовать нескольким критериям:

  • Обучение рациональным приемам запоминания.
  • Эмоциональность, поощрение успеха, создание направленности на включение в деятельность.
  • Игровая цель может быть достигнута только при усвоении необходимого материала.
  • Организация игр должна способствовать развитию самостоятельности.
  • Большое количество повторений.
  • Развитие сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  • Формирование поисковой активности, уход от простого перебора вариантов.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/umstvennaya-otstalost.html

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Обратите внимание

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

Важно

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Совет

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/debilnost.html

Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

Факторы, определяющие наличие заболевания

Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.

Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

Генетические причины возникновения заболевания

Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

Экзогенная этиология заболевания

Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

Степени умственной отсталости

Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

Степени умственной недоразвитости делятся на:

  • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
  • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
  • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.

Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания.

Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности.

Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

Разновидности заболевания

Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм;
  • олигофрения.

Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма.

К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д.

Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

Идиотизм и имбецильность

Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики.

Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно.

Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

  • синдром Дауна;
  • болезнь Альцгеймера;
  • ДЦП;
  • гидроцефалия;
  • кретинизм;
  • заболевание Тея – Сакса и прочее.

Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

Даунизм

Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами.

Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом.

Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

Предупреждение умственной отсталости

Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

Обратите внимание

После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

Умственная отсталость: генетические и средовые причины

Источник: http://onevroze.ru/kak-klassificiruyutsya-vidy-i-stepeni-umstvennoj-otstalosti-prichiny-vozniknoveniya-i-vozmozhno-li-predupredit-umstvennuyu-otstalost.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика