Отличия умственной отсталости от аутизма и зпр, задержки развития

Чем отличается аутизм от умственной отсталости и ЗПР

Данный справочно-информационный материал не является рекламой, не преследует целей продвижения товара, работ, услуг или иного объекта на рынке.

Опубликовано: 15 ноября 2018 в 10:00

Если малыш особенный, резко отличается от сверстников: поведением, выражением эмоций, отношениями с окружающими, способностью к обучению и т.

Обратите внимание

д, что с ним происходит? Как отличить, аутизм это, или ЗПР (задержка психического развития), или умственная отсталость? Эти вопросы очень волнуют родителей «проблемных» детей. Ведь бывает, что признаки ЗПР присущи ребенку-аутисту. А у малыша с умственной отсталостью могут обнаружиться черты аутиста.

На самом деле все эти отклонения различны и требуют разного подхода со стороны родителей и педагогов.

Ребенок-аутист

Аутизмом называют расстройство развития, при котором у ребенка нарушается связь с внешним миром. Он существует в своем мирке и не желает выходить за его пределы.

Проявляется это расстройство уже в возрасте 2 лет, но диагноз подтверждается позднее – в 3–5 лет.

Как правило, такие дети физически здоровы.

Основные признаки ребенка-аутиста:

  • нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей;
  • стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения;
  • нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.

Ребенок с ЗПР

Задержка психического развития проявляется в том, что у ребенка мышление, память, речь, внимание, эмоции, регулирование поведения, психомоторика отстают по темпам развития от того, что принято за норму.

Дети с ЗПР позже начинают говорить, испытывают трудности с приобретением простейших навыков (одевание, пользование ложкой). Они могут быть апатичными и вялыми, а могут – гиперактивными и агрессивными. Такие дети нелюдимы и сторонятся сверстников.

Врачи считают, что ЗПР – явление временное и к 10–13 годам в результате соответствующей коррекции оно проходит.

Умственная отсталость (олигофрения)

Это патология, которая выражается в остановке развития интеллекта. Причиной этого состояния являются нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

При олигофрении человек совершенно не способен к абстрактному мышлению. Но эмоции полностью сохраняются, правда, они более бедные и менее сложные, чем у здорового человека.

Умственная отсталость либо бывает врожденной, либо развивается в раннем (до 3 лет) возрасте. Но диагноз ребенку ставится только после окончания начальной школы, если, конечно, патология не выражена слишком явно.

Умственная отсталость – состояние стабильное. Она и не прогрессирует, и не корректируется.

Чем отличается аутизм от ЗПР

Четко разграничить признаки этих двух состояний не всегда возможно. Дело в том, что у аутиста могут присутствовать признаки задержки психического развития: трудности с учебой, например. В свою очередь, малыш с ЗПР может вести себя как аутист, избегая общения, предпочитая проводить время в одиночестве.

Но отличие аутизма от ЗПР все-таки имеется. Так, у ребенка с задержкой развития наблюдаются трудности с речью, у аутиста же таких проблем может не быть. Он просто не желает говорить. Более того, аутисты могут даже обгонять своих ровесников по овладению речевыми навыками. Но говорят они лишь о том, что им интересно, обращаясь к самим себе.

Аутист не хочет общаться, ему это просто не требуется и он ничуть не страдает от одиночества. Ребенок с ЗПР и рад бы играть и со сверстниками, но он просто не умеет завязать общение.

Приверженность определенным ритуалам и паника при любом нововведении характерны только для аутистов.

Аутисты остаются эмоционально безразличными к членам семьи, тогда как ребенок с ЗПР ищет ласки и одобрения родителей.

Обычно ребенок с ЗПР, если с ним планомерно заниматься, догоняет своих сверстников и в дальнейшем уже не отличается от них. От аутизма избавиться полностью нельзя, можно лишь научить ребенка лучше адаптироваться в окружающем мире.

Чем отличается аутизм от умственной отсталости

Умственная отсталость характеризуется стабильно сниженным интеллектом. У части детей-аутистов тоже наблюдается данное отклонение. Дети-олигофрены иногда подвержены стереотипным действиям, как и аутисты. Как же отличить аутизм от умственной отсталости?

Надо сказать, что при легкой форме аутизма умственно ребенок развивается нормально и может даже превосходить ровесников по интеллекту. При этом для аутистов характерна избирательность умственного развития. Так, они могут прекрасно усваивать отдельные предметы, например музыку или математику, но полностью не успевать по прочим дисциплинам.

Если же ребенок-аутист страдает умственной отсталостью, то при одном и том же уровне интеллектуального развития аутист окажется более сообразительным в отдельных предметах, нежели олигофрен. Правда, он гораздо хуже оказывается приспособлен к жизни.

Важно

Самое же характерное отличие ребенка-олигофрена от аутиста в том, что последний не идет на эмоциональный контакт.

Ребенок-аутист отгораживается от большого мира, замыкаясь в своем собственном, и таков его выбор. В этом его главное отличие от детей с ЗПР и с умственной отсталостью.

Источник: https://www.medsovet.info/articles/3998

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Отличие ЗПР от педагогической запущенности.

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети).

У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности.

Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне.

При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР (Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)

Внимание:

При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимальная концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов. На математике важен объем внимания. Русский язык связан с точностью распределения внимания, чтение с устойчивостью внимания. Приемы развития внимания – это различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений нужно дать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, включать игровые моменты, яркую наглядность, обязательный этап работы на уроке это организация самопланирования, самопроверки, а также озвучивание учеником своей деятельности. Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв), страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве, это, в свою очередь, отрицательно сказывается на графическом навыке, изображении фигуры человека.

Память:

Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Виды упражнений: воспроизводимость понятий (графическое изображение), воспроизвести рисунок по словесному образцу и др. При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части. Рациональный объем запоминаемой информации. Эмоциональное богатство передаваемого материала.

Мышление:

У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито.

В зависимости от особенностей развития мышления детей с ЗПР можно разделить на 3 группы:

  1. Это дети с нормальным развитием мыслительных операций, но снижен показатель познавательной активности.
  2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
  3. Сочетание низкого уровня продуктивности и отсутствие познавательной активности.

Упражнения для развития образного и пространственного мышления: выкладывание из палочек фигуры, соединение точек и линий не отрывая руки. «Четвертый лишний» – развитие логического мышления.

Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности:

  • Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом.
  • Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.
  • Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
  • Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
  • Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.

Речь:

  • Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
  • Экспрессивной стороне речи характерен бедный словарный запас (речь состоит из существительных и глаголов), нарушено звукопроизношение, небогато сформирована лексико-грамматическая сторона речи (стакан вместо кружка, цветы – клумба, смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу: пояс – поезд, не улавливают разницу: вышивает – шьет, употребляют слова в приблизительном, неточном значении: сад – дерево, шляпа – шапка, наименование заменяет описанием предмета или действием), наличие аграматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.
  • Особенность: развитие словообразования заканчивается к концу дошкольного возраста у нормальных детей. У детей ЗПР затягивается до конца начальной школы. Дети не чувствуют норм языка, неологизмы, среди ошибок у детей нормы преобладают р-л, ж-ш, у детей с ЗПР з-с, и-л.

Мотивационно – потребностная сфера: Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена, интересы в основном игровые. Для формирования положительного отношения к учебе необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке. Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор.

Создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение. Шире опираться на игру, делать ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулировать детей на уроке, возбуждать интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.

Источник: http://www.uaua.info/osobye-deti/osobennye-detizpr/article-10947-otlichiya-detey-s-zpr-ot-umstvennoy-otstalosti/

➤ Какое отличие детей с диагнозом ЗПР от умственной отсталости

Правильное развитие — это способность овладевать двигательными, языковыми, когнитивными, эмоциональными и социальными навыками в обычной среде. Любая травма, нанесенная ребенку в период беременности или во время младенчества, может привести к необратимому повреждению головного мозга.

Однако, так как мозг наиболее податлив в ранние годы, это также лучшее время для изменений, которые могут улучшить ситуацию. Ранняя диагностика и лечение имеют решающее значение для правильного развития ребенка и его конечной способности максимизировать свой потенциал.

Признаки умственной отсталости

Совет

Хотя задержку развития и умственную отсталость обычно путают, это два разных заболевания. Умственная отсталость — это нарушение интеллекта и адаптивного поведения человека. Задержка психического развития обычно возникает у маленьких детей, которые не достигли вех в развитии в своем возрасте.

Оба условия включают в себя социальную зрелость, физическое и эмоциональное развитие и когнитивные способности. Но при этом они различаются по тому, как их диагностируют и лечат.

Отличия ЗПР и умственной отсталости — таблица

ЗПР УО
Многозадачность и парциальность в психическом развитии Размытое, диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга)
Высокий потенциал развития навыков анализа и синтеза, сравнения, общения, мышления Низкий потенциал к развитию высших форм познавательной деятельности
Страдают фонематический слух (поддается коррекции), речь, концентрация внимания, память Страдают функции и навыки мышления
Нет грубых нарушений в грамматике, лексике, произношении Наблюдаются серьезные речевые нарушения: не развит фонематический слух, проблемы с артикуляцией, проблемы с произношением, сложности с восприятием звуков, слов
Не используют речь для общения
Скачкообразная динамика развития Сложно поддается коррекции
При благоприятных условиях контактируют со взрослыми Не принимают помощь посторонних
Обучение в игровой форме Игровая форма может спровоцировать «соскальзывание» от выполнения задач
Игры активные, разноплановые с частой переменой деятельности Игры монотонные, без сюжета и мотивации
Эмоциональные и яркие, можно заинтересовать на выполнение того или иного задания Эмоциональная скупость и безразличие к окружающему миру
Интерес к творческой работе (ИЗО, ритмика, пение) Не возникает интереса к творчеству
Развитая моторика Проблемы с моторикой, отсутствие четкой координации, ловкости, движения замедленны и неуклюжи
Не могут выполнять действия, получив словесную инструкцию
Поддается коррекции В большинстве случаев необратимый процесс

Статистика заболевания

Если брать мировую статистику, то лидирующая страна по рождаемости – это Республика Малави, а вот в Республике Болгарии отмечаются самые низкие показатели рождаемости. По данному показателю Российская Федерация занимает 201 место, а Украина – 22 место из 226 стран.

Статистика количества детей с ЗПР в России

Каждый день в мире рождается 24,5 тыс. детей с инвалидностью. В России при суточной рождаемости примерно 5 тыс. детей, 50% имеют разного характера психические отклонения. По итогам 2018 года, 2% населения обладает диагнозом ЗПР.

Статистика количества детей с ЗПР в Украине

Украина по данному показателю занимает лидирующие позиции в мировой статистике, так как на конец прошлого года зафиксировано 3% населения с диагнозом ЗПР.

И по прогнозам специалистов к 2020 году, ЗПР войдет в ТОП 5 заболеваний страны.

Психологи причиной такой статистики называют большое количество стрессовых ситуаций, эмоциональную неустойчивость, вредные привычки, социальные факторы и прочее.

В Украине и России уже стартовали программы «Инклюзивного обучения», в рамках которых детям с ЗПР помогают не просто адаптироваться в социуме, но и развить все необходимые для полноценной жизни навыки и умения. Да, процессе внедрения, но многие детские сады и школы начали использовать адаптированные программы обучения.

Этиология ЗПР

Дети не развивают навыки по строгому расписанию. Например, некоторые дети начинают ходить с 9 месяцев, в то время как другие не делают свои первые шаги до 15 месяцев. Оба варианта находятся в диапазоне типичного развития.

Произношение гласных у детей с ЗПР

Но задержка развития — это больше, чем просто «медленнее развиваться» или «немного отставать». Это означает, что ваш ребенок постоянно отстает в навыках, которыми обладают другие дети его возраста.

Например, ребенок, который не переворачивается в 4 месяца, может лишь немного отстать в этом одном навыке. Но если он также не может держать голову и подниматься, лежа на животе, он отстает в нескольких моторных навыках. Это признак ЗПР.

Задержки в развитии могут быть следствием кратковременных проблем, такими как поздняя речь, вызванная потерей слуха от ушных инфекций, или физическая задержка, вызванная длительной госпитализацией. Также они могут быть ранними признаками проблем с обучением и вниманием. Хотя не всегда понятно, что является причиной задержки, раннее вмешательство часто помогает детям наверстать упущенное.

Нет единой причины ЗПР, но некоторые факторы риска включают в себя:

  1. Осложнения при рождении: родился преждевременно; низкий вес при рождении; кислородное голодание в утробе или при рождении.
  2. Экологические проблемы: отравление свинцом; плохое питание; воздействие алкоголя или наркотиков до рождения; сложные семейные ситуации; травмы.
  3. Генетическая предрасположенность.
  4. Другие медицинские условия: хронические ушные инфекции; проблемы со зрением; болезни, состояния или травмы, которые оказывают существенное и долгосрочное влияние на повседневную деятельность ребенка.

Рассматривая проблему психического развития у детей, специалисты отличают два вида дефектов: первичные и вторичные.

В структуре первичного дефекта: мозговые дисфункции, нарушения умственной работоспособности, паралич, нарушения зрения и слуха.

Развитие навыков и умения у ребенка

В структуре вторичных дефектов лежат все последствия первичных. В любом случае все дефекты относятся к обратимым. Их коррекцией занимаются патопсихологи, психиатры, невропатологи.

Обратите внимание

В большинстве случаев диагностируется ЗПР в дошкольном или раннем школьном возрасте, когда начинается активное развитие детей и необходимо проявлять целый ряд навыков в рамках образовательной и творческой деятельности.

Источник: https://autizmy-net.ru/zpr-i-umstvennaya-otstalost/

Как отличить УО от ЗПР?

Одними из наиболее часто встречающихся нарушений интеллектуального развития ребенка являются умственная отсталость (УО) и задержка психического развития (ЗПР).

Что скрывается за этими терминами и как их отличить друг от друга, читайте в этой статье.

Это особенно важно в отношении детей-сирот, у которых почти у каждого диагностируется ЗПР, вызванная не органическими поражениями нервной системы, а негативным социальным опытом, перенесенными потерями и психологическими травмами.

Умственная отсталость – это группа синдромов, вызванных органическим поражением мозга. Проявляется умственная отсталость в общем психическом недоразвитии с недостаточностью интеллектуальных способностей.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение темпов психического развития, связанное как с биологическими, так и с социальными причинами. Развитие ребёнка с ЗПР идёт в том же направлении, как и у нормы, но гораздо медленнее.

Теория наглядно показывает, что ЗПР и умственная отсталость – два разных нарушения. Однако, на практике дети с ЗПР и умственной отсталостью (особенно в лёгкой степени) очень похожи.

У обоих категорий эмоционально-волевая сфера характеризуется инфантильностью, незрелостью, слабостью воли, психопатоподобным поведением, запас представлений об окружающем мире ограничен, навыки интеллектуальной деятельности не сформированы, одинаково страдают мышление, восприятие, внимание, память, речь.

В результате к началу школьного обучения у таких детей оказываются несформированными процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Сходств много, поэтому, чтобы правильно поставить диагноз, специалисты прибегают к дифференциальной диагностике.

Дифференциальная диагностика помогает выявить степень, характер нарушения, первичные и вторичные дефекты, определить и обосновать педагогический прогноз, а также направление обучения, его формы и тип образовательного учреждения, в котором будет учиться ребёнок. Опираясь на результаты дифференциальной диагностики, специалист легко найдёт индивидуальный подход к ребёнку.

Важно

Вопросы дифференциальной диагностики ЗПР и умственной отсталости изучали М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова и др. Дифференциальную диагностику следует начинать с изучения анамнеза.

Знакомясь с анамнезом, можно узнать о составе семьи, семейно-бытовых условиях, в которых воспитывается ребёнок, характерологических особенностях родителей, психологических, неврологических, хронических соматических заболеваниях родственников и ребёнка, а также различных патологиях развития и характере протекания беременности и родов.

В анамнезе отражено развитие ребёнка в пренатальном, постнатальном периоде. На основании изучения анамнеза делается вывод о причинах нарушения, сопутствующих расстройствах, о первичном и вторичном дефекте.

Диагносту следует знать, что в неврологическом статусе ребёнка с умственной отсталостью обычно отмечается грубая органическая патология и неврологическая микросоматика: венозная сетка на висках и переносице, гипертрофия отдельных частей языка, оживление сухожильных и периостальных рефлексов, асиметрия лицевой иннервации. У детей с ЗПР этого нет.

Кроме того, в отличие от малыша с ЗПР, у ребёнка с умственной отсталостью имеет место грубая наследственная отягощённость. Также следует обратить внимание на время воздействия вредоносных факторов: у детей с умственной отсталостью патологические факторы действуют в первой трети беременности и действует он дольше, чем на ребёнка с ЗПР.

В анамнезе следует изучить жалобы родителей и педагогов. В случае жалоб на проблемы с поведением, нарушение адаптации, инфантильность, можно говорить о влиянии социокультурных факторов на развитие ребёнка и, следовательно, о ЗПР. При умственной отсталости основное влияние оказывают биологические факторы.
Также полезно провести беседу с родителями.

В ходе такой беседы важно установить контакт и доверительные отношения. Диагносту следует выяснить уровень образования родителей, наличие вредных привычек, состояние здоровья, жилищно-бытовые и материальные условия жизни, педагогический и культурный уровень родителей, особенности взаимоотношения в семье, стиль воспитания ребёнка. В ходе такой беседы можно примерно определить причины нарушения, а также выявить, что усугубляет дефект ребёнка (например, гипоопека, неблагоприятная атмосфера в семье).

Используя наблюдение за ребёнком в естественных для него условиях, можно сделать выводы о развитии эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности. Ребёнок с ЗПР во время игры очень эмоционален, правильно выбирает цель игры и способы её достижения, однако содержание игры не развёрнуто.

Совет

Без специального обучения игра ребёнка с ЗПР носит сюжетный характер. У детей с умственной отсталостью игра не сопровождается эмоциями, в игре отсутствует цель и способы её достижения, действия с игрушками неадекватны (облизывание, бросание и т.п.).

Игры умственно отсталых детей стереотипны, однообразны, без специального обучения остаются на уровне манипуляций.

Изучение анамнеза, беседа, наблюдение – вспомогательные методы дифференциальной диагностики. Основным методом является обучающий эксперимент. В ходе такого эксперимента оценивается уровень развития внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, а также наличие произвольности в действиях, способы выполнения заданий, характер оказываемой помощи, способности к переносу.

На основании полученных данных делается вывод об уровне психического развития. Во время обучающего эксперимента используются различные методики: складывание пирамидки, матрёшки, “Кубики Кооса”, “Почтовый ящик”, “Запоминание десяти слов,” “Рассказ по сюжетной картинке”, “Классификация предметов”, “Исключение лишнего”, “Складывание разрезной картинки” и т.п.

В ходе обследования важно создать с ребёнком эмоциональный контакт и ситуацию успеха. Обследование должно проводиться в игровой форме, задания предъявляются от лёгкого к сложному, наглядные методики должны сочетаться со словесными, также учитывается уровень развития познавательной деятельности.

Если у ребёнка ЗПР, то результаты проведённых методик будут следующими: восприятие недифференцированное, внимание неустойчивое, переработка вербальной информации затруднена, при этом, малыш хорошо выполняет невербальные задания, основные операции словесно-логического мышления не сформированы, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развивается нормально, нарушения памяти негрубые.

Основное нарушение речи – фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Ребёнок с умственной отсталостью покажет иные результаты: одинаково плохо выполняются и вербальные, и невербальные задания, неразвиты все формы мышления, восприятие искажённое и нецелостное, память и внимание грубо нарушены, общее недоразвитие речи (ОНР).

Уровень психического развития у ребёнка с ЗПР по результатам диагностики будет средним, а с умственной отсталостью – низким. В целом, у ребёнка с ЗПР страдает не мышление как таковое, а предпосылки к его развитию: память, восприятие, внимание, речь. При умственной отсталости наблюдается стойкое нарушение интеллектуальных процессов.

Обратите внимание

При ЗПР психические функции повреждены неравномерно: одни сохранны, другие недоразвиты, третьи полностью повреждены. При умственной отсталости повреждение психических функций носит диффузный (разлитой) характер. При проведении диагностики важно обратить внимание на поведение ребёнка и на качество выполнения предлагаемых заданий.

Ребёнок с ЗПР выполняет задание методом проб и ошибок, активно принимает помощь взрослого, после обучения появляется произвольность в действиях и ребёнок показывает более высокие результаты, способность переноса в новые условия не нарушена. Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности ребёнка, его заинтересованность в задании и сосредоточенность на нём.

Ребёнок с умственной отсталостью при выполнении заданий прибегает к неадекватным, непродуктивным способам манипулирования, произвольность в деятельности отсутствует, помощь взрослого не принимает и не использует, способности к переносу нет или она затруднена. При игровом предъявлении задания внимание такого ребёнка непроизвольно соскальзывает с выполнения задания.

У детей школьного возраста оценивается сформированность процессов письма, чтения.

При чтении ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, а для этого прибегает к повторному чтению, пересказ прочитанного логичен и последователен, малыш с умственной отсталостью не пытается прочитать текст повторно, его пересказ отличается нелогичностью, непоследовательностью.

Обследование письма оценивается с помощью слухового диктанта, самостоятельного письма и списывания. В письменных работах ребёнка с ЗПР встречаются замены, пропуски, ошибки из-за незнания правил и неумения их применять. Дети с умственной отсталостью на письме искажают слова, пишут их нелепо, не соблюдают строку, не выделяют самостоятельно клетку.

Источник: http://mcoso.ru/kak-otlichit-uo-ot-zpr/

Сравнение ЗПР и УО

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С ЗПР И УО
Определение

УО ЗПР
УО – необратимость (?), тотальность – недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоц.-волев, + социальных способностей ЗПР – обратимость, порциальность – запаздывание (приостановка) одной или нескольких функциональных систем, т.е. неравномерные нарушения отдельных психических функций
Скорость снижена, требуются многократные повторенияУзость Невозможность удерживать в поле зрения 2-3 объектов Зрительная ориентировка – не рассматривают, выхватывают хаотично предмет– неузнавание предметов (незнакомых)- снижается способность в написании букв, наслаивание одних на другие- вербальные инструкции часто не воспринимаются 1. ВосприятиеСкоростьНедостаточная скорость восприятия учебного материалаУзостьОдновременное удержание большего числа объектов, но рассеянность вниманияЗрит. Ориент. – рассматривают, но упускают детали, не выдел. Существ. Признаков – затрудняются в узнавании предметов, зашумлен картинки- путаются в написании (рассеянное внимание, повыш. утомляемость)- словесные инструкции – значит, эффективнее
2. Мышление Наглядно-действенное – доминирует Словесно-логическое, абстрактное – не развивается – анализ – бессистемность, анализ возник Хаотично, мышление, речь – отдельно -Не следуют инструкции – обобщение – абстрактное мышеление -затруднено, систематич занятия могут не привести к положит результатам – сравнение – сравнивает не сравниваемые вещи, описывает только один объект- сложность даже с инструкцией взрослого 2. Мышление Наглядно-действ. – более развито Отставание наглядно-образного, словесно-логического – нет анализа исходного задания, ориентация на внешние признаки. – не придержив. Инструкций – обобщение – затруднено, но поддается коррекции и обучению- сравнение – упускает важные детали, не различает существенных признаков – нет готовности к интеллектуальному усилию – бедность понятийного словаря – неумение устанавливать логическую связь – задержаны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, особенно абстрагирование (отвлечение)
3. Память механическая – более развита- непроизвольная(нарушена из-за нарушения внимания)- произвольнаязатруднена З.Память – механическая – снижен объем запомин., много ошибок – непроизвольная – недостаточная продуктивность (из-за снижения познават деят-ти) – произвольная – недостаточно (из-за снижения уровня развития эмоц – волев сферы)
4. Деятельность (игровая)– более длительная предметная (манипулягивная) – не понимание свойств предметов (функциональность) – быстрое пресыщение – стериотипность действий (метод проб и ошибок) 4. Деятельность– замедляется формирование сюжетно-ролевой – назначение игрушки понимается, но затрудн. в восстановлен. СвязиУчебная деятельность – задержка формирования.
5. Речь– ограниченный словарный запас (и верб и не верб)- позднее появление первых слов- дефекты в строении органов речи (часто)- период неологизмов отсутствует 5. Речь– бедный словарный запас (сниженная познавательная активность)- задержка темпов развития отдельных сторон речи- неологизмы (словотворчество) затягивается- ошибки звукопроизношения- нарушение фонематического слуха- системная недоразвитость речи (лексико – граматич.)
6. Эмоционально – волевая сфера– практически отсутствует эмпатияТакже и УО 6. Эмоционально – волевая сфера– повышенная моторная активность- высокая отвлекаемость- низкая выносливость- нарушение настроения- низкий уровень эмоционального интеллекта (способность слышать свои и чужие чувства и эмоции)- повышенный уровень страхов- эмпатия ближе к нормеВ подр. возрасте решение конфликтных межличностных ситуаций:- агрессия- бегство- регрессия- отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации; – неадекватная самооценкаВысокий уровень соперничества (из-за нереализованных стремлений, роста потребности в социальном признании, болезненного самоутверждения)

Внимание

– пассивность
непроизвольное (чрезмерная отвлекаемость

– двигательные
беспокойства или вялость, пассивность

– низкий уровень
произвольного (недоразвитость волевых
качеств)

– неспособность
распределения внимания между разными
объектами

– отвлекаемость
двигательная расторможенность (или
заторможенность)

У ЗПР тоже. Выраженный
синдром дефицита внимания в сочетании
с гиперактивностью

Причины:

– слабое развитие
лобных долей (программирование, контроль
поведения)

– ретикулярной
формации (блок активации)

Социальные факторы:

– беременность,
роды,

– травмы ч/м

– генетический
фактор (ученые говорят – «может
передаваться по наследству»)

По всем показателям
психического развития дети с ЗПР
находятся между нормой и УО.

Но дети с ЗПР в
отличии от УО обладают большими
потенциальными способностями при
обучении и коррекции.

Приведите
примеры девиантного поведения подростков
с ЗПР или УО.

Поведение,
характеризующееся отклонением от
принятых нравственных, а в некоторых
случаях и правовых норм называют
девиантным.

Оно включает антидисциплинарные,
антисоциапьные, делинквентные,
противоправные и аутоагрессивные
(суицидальные и самоповреждающие)
поступки.

Важно

Девиантное поведение
достаточно широко распространено среди подростков с интеллектуальной
недостаточностью. Среди поведенческих
нарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическое
расстройство поведения.

Оно характеризуется недостаточной
настойчивостью в деятельности, требующей
умственного напряжения, тенденцией
переходить от одного занятия к другому,
не завершая ни одного из них, наряду со
слабо регулируемой и чрезмерной
активностью.

Расстройство
поведения, ограничивающееся семьей.

Оно включает антисоциальное или
агрессивное поведение (протестующее,
грубое), проявляющееся только дома во
взаимоотношениях с родителями и
родственниками.

Может иметь место
воровство из дома, разрушение вещей,
жестокость по отношению к ним, поджоги
дома.

Несоциализированное
расстройство поведения.

Типичное поведение включает драчливость,
хулиганство, непослушание, грубость,
индивидуализм и сопротивление авторитетам,
тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой
ярости, разрушительные действия, поджоги.

Социализированное
расстройство поведения.

Оно отличается тем, что стойкое асоциальное
(воровство, лживость, прогулы школы,
уходы из дома, вымогательство, грубость)
или агрессивное поведение возникает у
общительных детей и подростков.

По
каким критериям можно отличить ЗПР от
УО?

Задержки психического
развития церебрального происхождения
при хромосомных нарушениях, внутриутробных
поражениях, родовых травмах представляют
наибольшую сложность при отграничении
их от умственной отсталости.

В исследованиях
дефектологов (В. И. Лубовского, К С.
Лебединской, М. С. Певзнер) указывается,
что при задержке психического развития
имеет место неравномерность формирования
психических функций, причем отмечается
как повреждение, так и недоразвитие
отдельных психических процессов. При
УО же характерны тотальность и
иерархичность поражения.

УО носит необратимый
характер, ЗПР в ряде случаев поддается
коррекции.

К началу школьного
обучения у этих детей, как правило, не
сформированы основные мыслительные
операции – анализ, синтез, сравнение,
обобщение, они не умеют ориентироваться
в задаче, не планируют свою деятельность,
не удерживают условие задачи. Но, в
отличие от умственно отсталых, у них
выше обучаемость, они лучше используют
помощь и способны применять показанный
способ действия при выполнении аналогичных
заданий.

Учитывая это,
необходимо при дифференцированной
диагностике строить обследование детей
в форме обучающего эксперимента.

В отличие от
умственной отсталости, где психическое
и, в первую очередь, интеллектуальное
недоразвитие имеет тотальный и необратимый
характер, при задержке психического
развития наблюдается выраженная
неравномерность развития высших
психических функций.

При ЗПР сохранны
потенциальные возможности высших форм
познавательной деятельности, и прежде
всего, обобщения, отвлечения и
абстрагирования.

Совет

Поэтому дети с ЗПР, в
отличие от умственно отсталых детей,
способны использовать оказываемую им
помощь и переносить ее самостоятельно
на новые задания.

Умственно отсталый
ребенок также использует оказываемую
ему помощь, но перенести самостоятельно
усвоенный в конкретном задании обобщенный
способ действия на новые задания он не
может.

В отличие от
умственно отсталых детей, у детей с ЗПР
выше обучаемость.

Они лучше используют
помощь учителя или старшего и способны
применить показанный способ действия
при выполнении аналогичных заданий.
Поэтому для правильной постановки
диагноза очень важно проводить
обследование ребенка с подозрением на
ЗПР в форме обучающего эксперимента.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1668569/

Ребенок-алалик или как отличить нарушение развития речи от аутизма

В этой статье вы поймете как отличить психическое расстройство от речевого диагноза «алалия», легко разберетесь со всеми непонятными и пугающими вас терминами, а также узнаете какие сопутствующие диагнозы могут быть у вашего малыша.

Критерии сравнения развития детей-дошкольников с алалией и аутизмом

Потребность в общении

Это первое и самое главное отличие ребенка с алалией от аутиста. При синдроме Каннера (классический аутизм) у ребенка отсутствует желание общаться с внешним миром, особенно с людьми. Оно ему неинтересно само по себе – в нем нет смысла.

И смысл такой человечек находит в необычных, однотипных занятиях: регулярно смотрит, как крутится колесо или бесцельно листает книгу, не останавливаясь на самих картинках, так как важен сам процесс перелистывания. Аутисты почти не делятся эмоциями с близкими и не привлекают внимание к себе.

Например, малыш упал, и вместо того, чтобы пойти за утешением к маме, он промолчит. Увидев в книге любимую картинку, он вряд ли побежит к вам, чтобы показать ее.

При более легких формах аутизма дети делятся эмоциями и не сторонятся физического контакта, но все общение происходит на их условиях, в зависимости от настроения, интересов и предпочтений.

У алалика могут наблюдаться некоторые зацикленности, но такой ребенок всегда предпочтет совместное занятие. Он настроен на контакт, но не может ответить словом, потому ищет эмоциональных связей хотя бы через невербальное общение. Уход в себя, взгляд в пустоту наблюдаются исключительно от скуки. Такие дети делятся и положительными, и негативными эмоциями, ищут одобрения у взрослых.

Указательный жест

Как правило, аутичному ребенку приходится прививать данный навык. Иногда наблюдается самообучение после 3 лет.

Ребенок с алалией осваивает его сам, иногда с некоторым запозданием, и использует в полном объеме: показывает пальчиком при ответе на вопросы «Кто/Что?», «Где?», «Что ты хочешь?», привлекает к себе внимание, указывает на интересующий его объект (пробегающая на улице кошка, проезжающий мимо автомобиль) и т.д.

Единственным исключением может быть алалия, при которой сильно затронут сенсорный компонент, так называемая сенсомоторная алалия, когда ребенок при нормальном слухе не понимает смысл сказанного.

Обратите внимание

Причина – нарушение перешифровки поступающих сигналов (звуков) в слова.

Для таких детей наша речь – сплошной шум с редким вкраплением понятных слов, которые многократно использовались по ситуации или в паре со зрительным подкреплением (картинка, игрушка).

Речевое развитие до 3 лет

Речь аутенка может обгонять темпы развития сверстников. Но здесь присутствует особый аспект – ее бесцельность. Малыш говорит только на интересные для него темы, часто использует фразы из мультиков не по ситуации, ему не всегда нужен собеседник – он рад разговору с самим собой. По сути, это – монолог. Обращенная речь часто игнорируется, хотя понимается в полном объеме.

Алалик ищет диалога, способен реагировать на обращенную речь, при этом ее понимание может быть частично или полностью нарушено, как было сказано выше.

Стоит пояснить, что понимание – это импрессия, говорение – экспрессия, которые в литературе упоминаются как импрессивная и экспрессивная стороны речи. У моторных алаликов страдает экспрессия, у сенсорных – импрессия, у сенсомоторных – оба компонента. Чаще всего ребенок имеет смешанный вариант нарушений. Чистых моторных или сенсорных алаликов вы вряд ли встретите.

Просодическая или звукопроизносительная сторона речи

У детей с алалией темп, ритм, тональность остаются в норме. У аутят эти компоненты речи сильно нарушены. Наблюдаются монотонность, растягивание фраз, скандированное произношение (будто ребенок выступает с заранее подготовленным текстом).

Экспрессивная речь

Аутичный малыш одновременно использует сложные конструкции и лепетные слова со звукоподражаниями. В незнакомой обстановке речь аграмматична. Отсутствуют «да», «я», «мой» и другие конкретизирующие его личность слова.

Разговор о себе в 3-м лице (до трех лет – это норма для всех). Нет обращений к другим людям поименно. Аутист возьмет за руку и подведет к желаемой игрушке.

Он не позовет маму, а закатит истерику, о причине которой родителям приходится только догадываться.

Эхолалия (повторение за взрослым фразы без понимания сути употребления) – постоянный спутник речи. Вы спрашиваете, как его зовут, и он повторяет эту же фразу вместо того, чтобы назвать имя.

Здесь есть некоторые трудности и с алаликами. Они тоже с опозданием идентифицируют себя как личность, страдают агграматизмами и долго болтают лепетными словами. Но! У них наблюдается общее недоразвитие речи или сокращенно ОНР (нарушение грамматической, лексической, фонетической сторон речи).

Если же такой ребенок начинает развиваться, то постепенно осваиваются все ее компоненты. Эхолалия отсутствует – ребенок использует речь совершенно осознанно и по ситуации. «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп) – стандартный тип построения предложения для «речевого» малыша.

При желании что-то получить он всегда пытается заменить слово жестом или произнести хоть какой-то звук для обозначения желаемого объекта.

Как развивается психика

У алаликов часто наблюдаются ЗПР (задержки психического развития) и дефицит внимания. Они позже понимают абстракции, страдают слабым воображением, часто отвлекаются при занятиях и не могут сосредоточиться даже на 5-10 минут. При развитии речи эти особенности постепенно уходят.

У детей-аутистов наблюдается либо неравномерное искажение психических процессов, либо умственная отсталость, то есть нарушение всех когнитивных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных операций, логики относительно условной нормы). Нередко наблюдается одаренность в какой-то одной области: ребенок шикарно рисует уже в 5 лет, но не способен освоить счет в пределах нескольких единиц.

Эмоционально-волевые реакции

Дети с алалией беспокойнее сверстников, но любые истерики и капризы легко предотвратить или погасить при правильном поведении взрослых.

Аутисты часто реагируют неадекватно на совершенно простые вещи, и если выходят из себя, успокоить их невозможно ни уговорами, ни угрозами.

В истерике они наносят повреждения себе или посторонним, входят в транс, раскачиваются, кричат. Успокаиваются сами через определенное время, когда выплеснули негатив.

Фобии и особые интересы

Дети с аутизмом всегда имеют необоснованные страхи и темы, на которых «залипают». Они могут бояться шелеста травы и шума дождя, но спокойно реагировать на проезжающий поезд. Интересуются, например, транспортом, до фанатизма: все книги, разговоры, игры, мультики будут исключительно на эту тему. Отвлечь от любимого занятия невозможно.

Есть ли у алаликов такие особенности? Да, есть, но в более мягкой форме.

В основном это проявляется у детей с сопутствующими нарушениями (дефицит внимания и гиперактивность, двигательные нарушения, задержка психического развития).

Если это страх, то вполне обоснованный, как и у всех детей. Если это особый интерес, то отвлечь от него легко. Такие детки быстро переключаются на любую другую тему при содействии взрослых.

Игровая деятельность

Увы, здесь сложно провести грань. И те, и другие детки с запозданием осваивают навыки сюжетной и сюжетно-ролевой игры. Разницу можно подметить после трех лет. «Речевики» с удовольствием смотрят на игру других детей или принимают участие в паре со взрослым, предлагая при этом свои простенькие сюжеты.

Педагогическая деятельность

Ребенок с алалией неплохо занимается с мамой, логопедом, психологом, дефектологом. Главное – давать посильные задачи, чтобы не вызвать негативизма и отказа от обучения.

Пазлы, наглядные пособия, книги, конструкторы – алалику интересно все. Ребенок с аутизмом долго не входит в контакт с педагогами. Наблюдается осознанный уход от установления диалога.

Чтобы добиться минимальных результатов, приходится заниматься не один год.

Общая и мелкая моторика

И аутист, и алалик могут страдать нарушением общей координации и плохой зрительной ориентировкой в пространстве (натыкаются на окружающие предметы). Мелкая моторика (движения кистей и пальцев рук) чаще всего угловата, скованна и развивается с большим запозданием. Разница в том, что у алаликов это легче корректируется постоянными занятиями и медикаментами.

Навязчивые движения или стимминг (махание ручками, прыжки, кружение на месте, бесцельное открывание рта, подергивание плечами) больше наблюдаются у аутистов и усиливаются в незнакомой обстановке.

Со временем такие дети учатся стимить в одиночестве.

Недавно вышел фильм с Беном Аффлеком, где замечательно показан стимминг взрослого высокофункционального аутиста, который для снятия напряжения после рабочего дня разминает ноги железной арматурой под тяжелый рок.

Важно

Дорогие родители, не паникуйте, а просто внимательно смотрите на своего малыша и только после этого делайте выводы! Получите консультацию нескольких специалистов в возрасте 2, 3 и 4 лет.

Нередко встречаются пограничные состояния, при которых врачу сложно провести грань между легкой формой аутизма и речевым расстройством у ребенка в раннем дошкольном периоде, и бОльшая часть ответственности лежит на плечах родителей.

Источник: https://prorare.ru/diagnostika/rebenok-alalik-ili-kak-otlichit-narushenie-razvitiya-rechi-ot-autizma.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
- блок будет находиться в левом нижним углу. Яндекс.Метрика