Детский аутизм и шизофрения. Особенности детского аутизма
21 век чреват многими трудностями не только для взрослых, но и для детей. К сожалению, на сегодняшний день участились различные психические заболевания встречающийся у детей с ранних лет. И эти расстройства могут быть врожденными или же приобретенной со временем. Среди расстройств у детей часто встречается детский психоз.
Как распознать детский психоз?
Несмотря на все продвижения в науке, все же вопросы, связанные с детским психозом, являются открытыми, и там есть много разногласий. Все же в общих чертах можно привести те основные моменты, которые различают аутизм от шизофрении.
Главным симптомом психоза являются значительные задержки у ребенка в развитие разных навыков и интеллектуальных способностей. Это встречается у 50% детей. Давайте рассмотрим отличительные различия между аутизмом и шизофренией у детей.
Больше чем половина детей, которые страдают аутизмом имеют в некоторых областях нормальный уровень навыков и знаний.
Например, несмотря на характерные отставания в развитии, дети с аутизмом могут быть очень способны к математике или же могут обладать исключительным музыкальным талантом. Дети же с шизофренией не имеют таких качеств.
Практика показывает, что очень сложно отличать психические расстройства от умственной отсталости.
Кроме социального приспособления и умственного развития есть и другие отличительные черты, по которым различают детскую шизофрению от аутизма. Часто у детей бывает маниакально-депрессивный психоз с задержками в развитии.
Как распознать аутизм? Особенности детского аутизма
Аутизм проявляется почти с рождения, а шизофрения бывает скрытой и дети с этим нарушением могут не отличаться от своих сверстников, до определенного возраста.
Дети с аутизмом делают много усилий, для того, чтобы приспособиться к жизни, в то время как страдающие шизофренией не заботятся об этом. Это им просто неинтересно.
Из внешних отличий можно привести идеальную моторику рук у детей аутиков, в то время как у страдающих шизофренией есть большие нарушения, связанные с координацией и равновесием.
Аутиков очень интересуют механические предметы, в то время как шизофреники безразличны к ним.
Аутики относятся к окружающей среде безразлично, в то время как шизофреники искажают реальность.
Ученные также выявили следующую закономерность: аутизмом чаще страдают те дети у которых благополучные и успешные родители, в то время как шизофрения встречается у детей в необеспеченных семьях.
Ссылки на статьи и литературу (книги)
Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления
Напоследок
Как бы это грустно ни было, все же основная причина, что приводит к психическим расстройствам не определена.
Специалисты предполагают, что это многофакторный генезис. Так как исследования показали, что физиологические механизмы в подобных отклонениях играют большую роль.
Все же исследования идут и будем надеяться, что в скором времени ученные смогут дать однозначный ответ на столь важный вопрос.
Следующая новость На главную Предыдущая новость
Источник: http://medportal96.ru/news/razlichiya-mezhdu-detskim-autizmom-ot-shizofreniey
Связь между аутизмом и шизофренией. (The relationship between Autism and Schizophrenia) I
Перевод статьи из журнала “Brain, mind, and developmental psychopathology in childhood / edited by M. Elena Garralda and Jean-Philippe Raynaud”.
Связь между аутизмом и шизофренией.
Saskia Palmen и Herman van Engeland
Историческое введение
Модсли был одним из первых, кто обратил внимание на детей с необычным и девиантным поведением, которое он называл детским безумием: это была смесь органических состояний, ретардация психических процессов и психотические симптомы (Модсли 1879).
Тем не менее, эта форма не была чётко определена и эти психозы были названы в честь наиболее характерных для них особенностей, таких как деменция, умственная отсталость, бред и мания.
Хотя термин детский психоз имел разные определения, все же общими для него являлись такие симптомы как потеря интегративных возможностей, нарушения в развитии самосознания, потеря контакта с реальностью, и нарушения аффективного контакта.
В конце девятнадцатого века, Крепелин попытался упорядочить психопатологии, группируя заболевания со схожими причинами, течением и конечным состоянием (Крепелин 1896). Он считал, что гебефрения, кататония и параноидальная деменция принадлежали к одной и той же болезни: раннее слабоумие (dementia praecox).
Изучив более чем тысячу случаев раннего слабоумия, Крепелин обнаружил, что у 3,5% от изучаемой им группы больных, симптомы заболевания появлялись в возрасте до десяти лет. Однако эти диагнозы, с началом в детском возрасте, ставились ретроспективно.
Первое описание детского психоза как определённой формы, относится к De Sanctis, который ввёл термин dementia precocissima (De Sanctis 1906). Им был описан ребёнок, у которого после периода нормального развития, развилась манерность, негативизм и кататония.
Кроме того, Хеллер описал группу детей с быстрой потерей речевых способностей, двигательным возбуждением и регрессом интеллектуальной сферы, появившихся после периода нормального развития: dementia infantilis (Heller 1908).
Блейер неодобрительно относился к термину деменция, и ввёл термин шизофрения (расщепление сознания), так как именно распад личности он считал ядром болезни (Bleuler 1911). Он говорил о группе шизофрений, при которых было возможно частичное восстановление.
По Блейеру, основными характеристиками шизофрении были: нарушения мышления, нарушения аффекта, и отказ от (эмоционального) контакта с внешним миром, который он назвал аутизмом. Lutz проанализировал истории болезни шестидесяти шести детей, психотические симптомы которых появились до десяти лет, применив критерии шизофрении Блейера (Lutz, 1937).
Двадцать человек из группы этих детей соответствовали критериям детской шизофрении. Остальные же дети, как сообщается, страдали органическими психозами. Из двадцати случаев детской шизофрении, на момент выявления психоза, пятеро детей были моложе трёх лет, а десять были старше 6 лет.
В одной из первых работ вошедших в американскую литературу, Поттер (также применивший блейровскую концепцию шизофрении), описал клиническую симптоматику детского психоза следующим образом: общая потеря интереса к окружающему, дереистичность суждний (мышление с суждениями, определяющимися эмоциями и желаниями больного, а не логикой и реальными обстоятельствами), чувств и действий, нарушений мышления, дефект в сфере эмоционального взаимопонимания, уменьшение и искажение аффекта а также изменения в поведении (Potter1933). В 1942, Бендер описала детей с общим расстройством развития (pandevelopmental), которое она называла детской шизофренией (Bender 1942; Fish и др. 1968 год.). Бендер высказала мнение, что детская шизофрения представляет собой задержку созревания на эмбриональном уровне возрастного развития во всех областях, которая в свою очередь, является предпосылкой будущего поведения в целом. Нарушения можно обнаружить во временной организации созревания физического развития (неравномерность в лонгитюдном развитии, регрессии, ускорения и замедления), сосудисто–вегетативных функций, моторных функций, нарушения организации восприятия, образа тела и ориентации в пространстве. Физиологическая незрелость, в данном случае, считалась первичной, в то время как тревога и личностные трудности, считались вторичными явлениями для детской шизофрении. (Fish, 1957). Бендер также подчёркивала важность возраста в котором началось заболевание, выделив три подтипа детской шизофрении: (а) pseudodefective, возникающая в течение первых двух-трех лет жизни, при которой преобладает тяжелая умственная отсталость, (б) pseudoneurotic, возникающая от трех до пяти лет, при которой доминируют пан-тревожность и навязчивые идеи и (с) pseudopsychopathic, возникающая в возрасте от десяти до одиннадцати лет, при которой доминирует в параноидальная симптоматика (Bender, 1947).
nbsp; В 1943 году Каннер позаимствовал у Блейра термин аутизм, с помощью которого охарактеризовал такое нарушение развития детского возраста при котором, «самым ярким патогномическим фундаментальным расстройством была неспособность детей обычным способом установить связь между собой и окружающими людьми и ситуациями, с самого начала их жизни». Он описал 11 детей с «экстремальным аутистическим одиночеством» и «навязчивым стремлением к одинаковости». Пятеро из этих детей страдали микроцефалией. Полгода спустя, Аспергер также использовал термин аутизм в своей публикации «Die Autistischen Psychopathen im Kindesalter», в которой он сообщил об очень умных мальчиках, у которых серьёзно была нарушена способность устанавливать взаимосвязи с окружающими людьми (Asperger 1944). Хотя Каннер и Аспергер ввели термин аутизм в детскую психиатрию, дети страдающие аутизмом были описаны разными авторами и ранее. Первым и, вероятно наиболее известным из которых, является Виктор, дикий мальчик из Аверона (1778) (Malson 1972) (однако см. также де Санктис 1906; Heller 1908; Ssucharewa 1926; Lutz 1937). Ввиду отсутствия универсальных, четко очерченных диагностических критериев, оставалось неясным – являются ли аутизм и детская шизофрения различными названиями одного и того же расстройства или же они являются разными (возможно частично пересекающимися/ накладывающимися друг на друга) нозологиями со своей собственной симптоматологией, началом и течением. К сожалению Каннер внёс клад в эту путаницу. С одной стороны он подчёркивал разницу между «своим аутизмом» и детской шизофренией Poers и Lutz, которую он определял как неспособность «своих аутистов» сформировать биологически заложенную способность аффективного контакта с людьми с самого рождения, в то время как дети с детской шизофренией, прежде чем у них развиваются психотические симптомы, демонстрируют типичное развитие в течение некоторого периода времени. Однако с другой стороны он подчёркивал, что аутизм имеет психотические проявления, которые могут быть ранней манифестацией шизофренического процесса.
К вопросу о гетерогенности подходили с разных сторон. Британская Рабочая Группа по шизофреническому синдрому в детском возрасте пыталась выделить общие факторы у больных детей (Creak et all. 1961), в то время как специальная группа Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), во главе с M. Rutter, пыталась выделить отдельные формы (Rutter 1968). Благодаря работам M. Rutter и I. Kolvin’s (Kolvin 1972), стало ясно, что аутизм является не психотическим, а неврологическим расстройством. В результате этого, в 1979 году журнал «Аутизм и Детская шизофрения» изменил своё название на «Аутизм и нарушения развития». По иронии судьбы, с 1980 года, шизофрения тоже стала рассматриваться как расстройство неврологического развития (Murray and Lewis 1987; Fatemi and Folsom 2009).
Дискуссия о связи между аутизмом и шизофренией была также осложнена диагностическими системами классификации (как DSM). Этого не происходило до появления в 1980 году DSM-III, где аутизм стал действительным диагнозом. И в DSM-I (1952) и DSM-II (1968) диагноза аутизм не было.
В DSM-I детские аутистические симптомы диагностировались как «шизофренические реакции, детский тип».
В DSM-II, такие симптомы как стремление к прекращению контактов с другими людьми (seclusiveness), отчуждение, чувствительность, застенчивость, робость, и общая неспособность сформировать близкие межличностные отношения диагностировались как «реакция ухода от реальности/самоизоляции проявляющаяся в детстве.
(“withdrawing reaction of childhood.” выраженное стремление к самоизоляции). В настоящей статье будут изложены (частично) существующие доказательства общей этиологии, путём изучения симптоматологии, эпидемиологии, экологических факторов риска, (дис) морфологии, нейровизуализации и генетики.
Симптоматология
Несмотря на то, что до 1980 года аутистическое расстройство не было включено в DSM, более ранние сообщения о симптоматике детских психозов указывают на их сходство с критериями использующимися сегодня в современном DSM-IV.
Так, Поттером были выделены 6 диагностических критериев детского психоза: (1) полная потеря интереса к окружающей обстановке, (2) дереистическое мышление, чувства и действия, (3) нарушения мышления, (4) дефект в сфере эмоциональных контактов, (5) ослабление и искажение аффекта и (6) изменение поведения (Potter 1933) and Creak et al. 1961).
Для того чтобы внести еще большую ясность в данный вопрос Creak и др.
(1961) издали меморандум, в котором были описаны 9 диагностических критериев детского психоза: (1) грубое и устойчивое нарушение эмоциональных взаимоотношений с людьми, (2) на фоне значительной интеллектуальной отсталости, могут проявляться островки нормальных, близких к нормальным или исключительных интеллектуальных способностей (3) выраженные трудности осознания собственной личности, (4) патологическая поглощённость отдельными объектами или их конкретными свойствами, (5) стойкое непринятие любых изменений, (6) анормальный перцептивный опыт, (7) острое, чрезмерное и беспричинное беспокойство, (8) речь либо никогда не была приобретена, либо была потеряна, либо не соответствует возрасту, (9) искажение двигательных паттернов (Creak et al. 1961).
В 1980 году, аутизм впервые был внесён в DSM-III, в котором было определено шесть критериев, которые чётко перекликались с теми, что использовал Поттер и Creak в своих описаниях детских психозов: (1) начало в возрасте до 30-ти месяцев, (2) первазивное (всеобъемлющее) отсутствие реакции на других людей, (3) грубый дефицит в речевом развитии, (4) особенности речевых паттернов (в случае если речь имеется) такие как непосредственная и отсроченная эхолалия, метафорический язык, реверсия местоимений, (5) необычные, странные реакции на разные аспекты окружающей среды, например, сопротивление любым переменам, особая привязанность к одушевлённым или неодушевлённым объектам и (6) отсутствие бреда, галлюцинаций, ослабления ассоциаций (расстройство мышления, при котором идеи беспорядочно перемещаются от субъекта к субъекту, образуя несвязный поток) и инкогеренции, свойственных шизофрении. Шизоидное расстройство детского возраста в DSM-III определено как: (1) отсутствие тесных взаимоотношений с окружающими (хотя может быть тесная связь с родственниками). (2) отсутствие стремления к налаживанию дружеских связей, (3) отсутствие удовольствия от общения со сверстниками), (4) избегание социальных контактов за пределами нуклеарной семьи, (5) отсутствие интереса к совместной деятельности с другими детьми и (6) продолжительностью не менее трёх месяцев.
Данные были получены с помощью AQ (аутистический опросник) и SPQ (шизотипический личностный опросник – пересмотренный) (Barneveld et al. 2010).
Помимо высокого уровня негативных симптомов, подростки с общим расстройством развития также демонстрировали высокий уровень позитивных и дезорганизованных симптомов (Дезорганизованные симптомы включают в себя- нарушения мышления, спутанность сознания, дезориентацию и проблемы с памятью.
http://www.schizophrenia.com/diag.php). Таким образом, на уровне клинического фенотипа, аутизм и шизофрения имеют общий дефицит социального поведения, странность речи, необычные реакции на окружающую среду и аффективные нарушения.
Источник: https://hopner.livejournal.com/3236.html
Аутизм и шизофрения имеют общие причины
По предположению голландской исследовательницы Annemie Ploeger, шизофрения и аутизм могут иметь одинаковый механизм развития.
Annemie Ploeger, которая специализируется в области психологии развития, проанализировала большое количество литературы и выяснила, что при этих психических расстройствах часто встречаются пороки развития, формирующиеся в первый месяц беременности.
Примечательно, что у аутистов и пациентов с шизофренией часто встречаются,
например, оттопыренные уши и неправильно развитые пальцы. Есть и различия: для
аутистов характерны большой объем черепа, нарушения в работе кишечника. Исходя
из этого, Ploeger предполагает, что два заболевания имеют одну и ту же
первопричину.
Если ошибка происходит на очень раннем этапе, в одном случае
развивается аутизм, в другом – шизофрения.
По данным исследовательницы, в период с 20-го по 40-й день после
оплодотворения эмбрион крайне чувствителен к любым воздействиям. В этот период
также закладываются самые важные органы, а разные части организмы сильно связаны
друг с другом.
Если что-то идет не так в одной части тела, это сказывается и на
развитие других частей.
Так как у людей, страдающих аутизмом и шизофренией, часто встречаются
физические дефекты, связанные с ранним нарушением развития органов,
исследовательница заключила, что эти психические расстройства возникают из-за
сбоя, происходящего в ранний период беременности.
Давно известно, что вредные привычки у беременной женщины повышают риск рождения
ребенка с аутизмом или шизофренией. При этом гипотеза о раннем периоде
беременности как о самом критическом выдвинута впервые.
Annemie Ploeger использовала всю научную литературу, связанную с ранним
периодом развития эмбриона.
К примеру, она проанализировала данные об
использовании беременными женщинами софтенола. Софтенол – это лекарство против
утренней тошноты, которое назначали беременным женщинам в 60-е и 70-е годы.
Позже стало ясно, что лекарство приводит к рождению больных детей. Дети-аутисты
рождались в 4% случаев использования софтенола, тогда как в популяции этот риск
составляет всего 0,1%.
Женщины могли точно указать, на каком сроке они начали
принимать препарат. У тех, кто принимал его между 20 и 24 днями после зачатия,
риск рождения ребенка-аутиста был самым большим.
Annemie Ploeger советует женщинам избегать опасных для будущего ребенка привычек
и внешних факторов, например, курения, приема лекарств и чрезмерных стрессов,
еще до наступления беременности.
«К тому моменту, когда вы узнаете о
беременности, вредные факторы уже смогут повлиять на развитие ребенка, поэтому
начинать вести здоровый образ жизни нужно гораздо раньше», – говорит Ploeger.
По материалам Medical News Today.Подготовила Анастасия Мальцева.
Источник: www.medlinks.ru
Источник: https://www.medcentre.com.ua/articles/Autizm-i-shizofreniya-imeyut-34926
Отличается ли аутизм от шизофрении у детей?
До недавнего времени такие психические расстройства у детей как шизофрения и аутизм считали проявлениями одного и того заболевания. Официально аутизм был признан во всем мире недавно, поэтому детям, имеющим отклонения в развитии и общении, живущих в своем мире, ставили диагноз шизофрения.
Однако, на сегодняшний момент диагноз «шизофрения» и диагноз «аутизм» являются совершенно разными. Как выяснилось, различий немало, и их понимание имеет ключевое значение, так как поможет разработать максимально действенные методики лечения. От постановки правильного диагноза зависит судьба больного.
И так давайте разберем, что собой представляют «аутизм» и «шизофрения».
Аутизм – это заболевание, которое проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, наличием повторяющимися монотонных действий (эхолалия) и ограничением интереса.
Шизофрения – заболевание, которое выражается раздвоением личности, сопровождающиеся бредовым состоянием и галлюцинациями.
Бред – убеждения, которые представляют собой искажения представления реальности (например, больному кажется, что за ним следят, что над пытаются провести опыты).
Галлюцинации – нарушения восприятия, при которых больной слышит (80% случаев) или видит нечто, что не соответствует действительности или не существует (больной разговаривает с предметами или предметы разговаривают с ним, одна личность командует другой).
Как видим, эти понятия имеют различия в своем определении.
На сегодняшний момент это подтверждено двумя современными международными классификациями психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.
) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.).
Какие особенности шизофрении и аутизма у детей?
Развитие речи и социальное взаимодействие при наличии этих заболеваний кардинально отличаются, особенно с возрастом.
Детки-аутисты практически не говорят, не идут на контакт и всячески избегают взаимодействия родителей и других детей. У детей с шизофренией такие проблемы отсутствуют, проблем с коммуникацией не наблюдается.
Хотя их речь часто не связана логически, часто переключаются с одной темы на другую.
Возрастная особенность. Аутизм у малышей присутствует с самого рождения, и определить первые признаки можно начиная с 6 месяца жизни. Шизофрения, наоборот, проявляется в более позднем возрасте, зачастую даже в подростковом.
Бред, галлюцинации, раздвоение личности присутствуют только у шизофреников и с возрастом наблюдаются усугубления этих состояний. Несмотря на то, что аутист уходит в себя, и это выглядит как некоторое переключение, страдающий этим недугом всегда один, в своем мире или здесь — он всё равно один. Шизофреников в отличии от аутистов двое или даже несколько.
Интеллектуальное развитие у шизофреников и аутят отличается. Шизофреники могут быть вполне развитыми по своим годам, посещать обычную школу, быть полноценными участниками общества. Аутята наоборот останавливаются в развитии. Чаще всего 3-летний ребенок с аутизмом имеет развитие 6-месячного.
Стабильность протекания болезни. Расстройство аутического спектра имеет стабильное протекание и его клиническая картина болезни в детстве, переносится во взрослую жизнь.
Для шизофрении характерны периоды ремиссии и рецидивов. Временами человек может быть нормальным и здоровым, но потом личность переключается и начинается бред, галлюцинации.
С возрастом приступы раздвоения личности усугубляются.
Опытный психотерапевт без труда поставит правильный диагноз. А это является ключевым для лечения рассмотренных выше психических заболеваний. Шизофрения поддается лечению только медикаментозно, но не всем помогают препараты. Это зависит степени тяжести шизофрении.
Лечение аутизма совсем иное и разнообразное на сегодняшний день. Эффективность лечения аутизма доказали поведенческие методы лечения: АВА терапия, РМО (Развитие межличностных отношений или RDI), сенсорные игры, «Игровое время» (Floor Time).
Подробнее о подходах к лечению аутизма можете ознакомиться в нашей рубрике «Лечение аутизма».
Источник: https://pobedimautism.ru/shizofr-i-autizm/
Как отличить аутические расстройства от шизофрении
Чтобы более эффективно лечить людей, страдающих шизофренией и аутизмом, необходимо более детальное изучение различий между этими болезнями. Отличие аутизма от шизофрении значительное, расстройства аутистического спектра имеют свои характеристики, так же, как и шизофрения.
В то же время, имеется определенное сходство в социальных дисфункциях, поэтому некоторые люди считают, что это проявления одного и того же заболевания. Достаточно длительное время подобные заблуждения приводили к заблуждениям при проведении диагностики. Нередко происходило так, что пациенты с диагнозом шизофрения в реальности страдали расстройством аутистического спектра.
Специалисты доказали, что имеются четкие различия, разграничивающие аутизм и шизофрению.
Если имеет место аутизм, то его проявления заметны вскоре после рождения. Что касается признаков шизофрении, то их проявление дает о себе знать, когда ребенок становится старше. Кроме того, страдающие шизофренией люди часто имеют галлюцинации, у них возникают типичные для данной болезни бредовые мысли.
У лиц с аутизмом подобные состояния наблюдаются реже. Ранее учеными были проведены исследования, позволяющие понять механизмы, на которых основаны социальные ограничения страдающих данными заболеваниями людей.
Как выяснилось, различий немало, и их понимание имеет ключевое значение, так как поможет разработать максимально действенные методики лечения.
В настоящее время известно, что идеально подходящее лечение для лиц с шизофренией может оказаться неуместным, если человек страдает аутизмом. Для обеих групп характерно наличие аспектов паранойи, возникающих в социальной ситуации. Тем не менее, для каждого заболевания ее причины различны.
Страдающие шизофренией люди считают, что окружающие недоброжелательны. В то время, как больные с аутистическими расстройствами в наибольшей степени проявляют социальную циничность.
Данные различия, в том числе, разное поведение пациентов в обществе, позволяет находить новые методики, которые эффективно противостоят негативному социальному опыту пациентов.
Результат выявления отличий
Разграничить проявления шизофрении от схожего с ней аутизма крайне важно, так как такой подход позволяет в значительной мере изменить в лучшую сторону способность пациентов к самореализации в обществе, наладить свою жизнь.
Не секрет, что ранее среди исследователей разных стран существовало мнение, что аутизм является именно разновидностью шизофрении. Считалось, что аутизм и детская шизофрения представляют собой один и тот же синдром, а детский аутизм переходит во взрослую шизофрению.
Однако, в Израиле отличие аутизма от шизофрении давно известно. Кроме того, и другие современные специалисты подтверждают, что это далеко не одно и то же.
Медики доказали, что аутизм следует считать самостоятельной отдельной патологией, которая отличается не только от шизофрении, но и от других нарушений.
Несомненно, имеются и некоторые объединяющие черты, в определенной степени связывающие аутизм и шизофрению, так как и то и другое нарушение проявляет себя в спектре. Нередко признаки чрезмерной самоизоляции и уклонение от эмоциональных и социальных контактов, которые типичны для шизофрении тяжелой формы, являются симптоматикой аутизма.
Чтобы не допустить неправильной диагностики, клиницисты обращают внимание на существующие различия, способствующее отделению шизофрении от аутизма. Возникновение аутизма отмечается уже в младенчестве, либо болезнь обнаруживается в раннем детстве.
Что касается шизофрении, то это заболевание не дает о себе знать до более позднего детского возраста.
Изредка встречаются случаи, когда начало шизофрении происходит раньше, уже в раннем детстве. В данном случае у ребенка возникают галлюцинации, иллюзии, для описания иррациональных мыслей малыш использует речь. Что касается аутичных детей, то они не пользуются речью, чтобы передать свои иррациональные мысли.
Наоборот, такие дети абсолютно не используют речь, как средство общения с окружающими. В то же время, у больных аутизмом не бывает галлюцинаций, и чаще всего, они не страдают иллюзиями. Обычно для шизофрении типичны периоды ремиссии, когда отмечено нормальное функционирование.
Аутичные люди подобных колебаний не проявляют, их состояние более стабильное, без особых изменений.
Наличие специфических нарушений
Довольно часто аутизм имеет сходство с различными специфическими нарушениями, возникающими при развитии речи. Одним из главных симптомов болезни, в данном случае, является отставание речевого развития.
Характерно, что именно на этот признак родители обращают внимание в первую очередь. Речь может иметь значительное отставание, а в некоторых случаях имеется полное ее отсутствие.
Обнаружив у ребенка проблемы с речью, родители обычно обращаются за помощью к логопеду-дефектологу. В дальнейшем врач решает, болен ли ребенок аутизмом, страдает ли он каким-либо другим нарушением, связанным с развитием речи.
Для выявления трудностей, связанных с развитием речи, специалисты изучают историю развития данного малыша, анализируют его интересы, обращают внимание на стиль игры, отношения с окружающими.
Отличие аутизма от шизофрении в любом случае, проводится лишь специалистами, имеющими огромный опыт в данной сфере, и поэтому к проблеме всегда особый подход. При отсутствии речи выясняется, имеет ли место аутизм, или это элективный мутизм.
Известно, что у детей с мутизмом проявляются определенные навыки по привлечению внимания других к интересующему их объекту либо предмету. Например, они указывают на предмет, чтобы его получить, или же, демонстрируют его другим для привлечения внимания. В то же время, в общении дети с аутизмом редко применяют жесты.
Если у ребенка имеется определенная задержка, речь плохо развивается, то специалисты выясняют, применяет ли ребенок речь для коммуникации.
Для шизофрении свойственны более тяжелые проявления, при данном расстройстве мозга нарушаются психические функции.
Источник: https://www.psyportal.net/17717/kak-otlichit-auticheskie-rasstroystva-ot-shizofrenii/
Шизофрения или аутизм – где разница?
Шизофрения — это психическое расстройство, для которого характерны бредовые идеи и искаженное мышление, присутствие галлюцинаций зрительного или слухового характера и поведение, которое находится за рамками разумного понимания. Шизофрения у детей — довольно редкий диагноз, что в некоторой степени связано не только с трудностью диагностики и особенностями поведения детей, а больше с правовыми нормами.
Шизофрения у детей — каковы причины?
На сегодняшний день доктора не могут указать одну точную причину, по которой развивается шизофрения у детей, ровным счетом, как и у взрослых.
Несмотря на многочисленные исследования, которые проводятся и по сей день, эксперты не могут сопоставить строение головного мозга больных и их различия, выявленные при помощи визуальных методов исследования.
Все же, существуют основополагающие факторы, которые способствуют развитию шизофрении и изменениям в головном мозге и поведении детей. Самое главное значение отводится фактору наследственности. Дети, чьи ближайшие кровные родственники страдают от шизофрении, находятся в группе риска.
Особое значение отводится стрессовым факторам, например, физическое или эмоциональное насилие над ребенком, аморальный образ жизни родителей, смерть близких и другие потрясения. К слову, все стрессовые ситуации являются не столько первопричиной для развития шизофрении у детей, а именно пусковым механизмом.
Если говорить о формировании шизофрении у детей в подростковом возрасте, то пусковым механизмом может стать прием некоторых наркотических веществ или лекарственных препаратов, например, «спайс», «соль», «микс», «экстази» и другие, известные среди некоторых подростков препараты.
Ранние признаки шизофрении у детей и подростков
В некоторых случаях, признаки шизофрении могут проявиться еще до 7 лет, и главная задача родителей вовремя обратить на это внимание.
Если дети разговаривают сами с собой, или с вымышленными друзьями, их диалог не только конструктивный, но и имеет негативную окраску — стоит присмотреться к его поведению, и необходимо проконсультироваться со специалистом.
Тревожными признаками может быть страх ребенка перед обычными вещами, которые его постоянно окружают, причем страх может быть довольно сильным.
Конечно, можно сказать, что эти признаки характерны для всех детей, особенно с яркой, живой фантазией, что соответствует истине. Возможно, именно по этим причинам, списывая все на личностные качества детей, их увлеченность играми, симптомы заболевания иногда остаются не замеченными, и помощь приходит намного позже.
Аутизм и шизофрения у детей — где связь?
При лечении ребенка с расстройствами личности, необходимо разграничивать аутизм и шизофрению, это позволит добиться самореализации ребенка в обществе и вести самостоятельный образ жизни. Совсем недавно, среди психиатров из различных стран бытовало мнение, что аутизм у детей является формой шизофрении.
Но современные специалисты пришли к выводу, что эти две патологии совершенно различные. Путем научных исследований, сбора поведенческих особенностей, ученые смогли доказать, что это две разные патологии, не имеющие ничего общего между собой, кроме нескольких особенностей поведения.
К сожалению, до сих пор в детской практике, детям до 18 лет, не выставляется диагноз шизофрения. Чаще всего, специалисты подозревают аутизм. И только в старшем возрасте, когда проявления шизофрении наиболее ярки, и можно дифференцировать проявления, диагноз может быть пересмотрен.
Печально, что упускается время, которое могло быть использовано с пользой для принятия соответствующих мер по лечению.
Аутизм и шизофрения схожи во многом. Социальная изолированность, уклонение от любых контактов с обществом, может быть характерна как для шизофрении, так и для аутизма.
Единственным отличием будет время формирования такой изолированности, если в раннем возрасте, — то аутизм, если гораздо позже, — то шизофрения.
Аутизм имеет свои особенности в поведении ребенка, такие дети не используют речь как средство общения с окружающими, отсутствуют галлюцинации и иллюзии, что нельзя сказать про детей с диагнозом шизофрения. При аутизме состояние ребенка стабильное, отсутствуют периоды улучшения состояния, что нельзя сказать про шизофрению.
Как проявляется шизофрения у детей
В клинической практике различают несколько видов шизофрении, которые будут иметь свои особенности клинического течения, поведения ребенка. Но все же можно сформировать основные симптомы шизофрении.
Дети страдают от паранойи, которая проявляется мыслями о том, что все в сговоре, и говорят о ребенке в негативном ключе. Нередко формируются галлюцинации зрительные или слуховые. Дети могут говорить о страхах, которые выходят за все рамки, т. е. боязнь темноты и монстров под кроватью — в эти рамки не вписываются. Страхи формируются вокруг обычных вещей, или же просто не существующих.
Дети по своей природе общительны и быстро находят себе друзей. Но дети с шизофренией стремятся к изолированности, отказываются от любимых детских занятий, избегают общения со сверстниками и не могут поддерживать дружеские отношения. Во многом, это связано с резкими перепадами настроения, их смена не связана с какими-то внешними или даже видимыми причинами.
При общении с детьми четко прослеживается хаотичность мысли, часто дети просто не могут отделять кинематографическую или литературную фантастику от реального мира. Характерны нарушения в речи, дети могут резко терять суть разговора, перескакивать с одной темы на другую, или говорить о несуществующих вещах.
Перечисленные проявления — это те симптомы, которые чаще всего встречаются при шизофрении у детей и подростков. Поэтому, если ребенок находится в группе риска, необходимо как можно скорее обратиться за помощью к специалистам. Стоит понимать, что при шизофрении у детей может быть и другое иррациональное поведение, идеи, не вписанные в рамки вышеописанных. Специалисты советуют вести некий дневник, в котором отмечаются все инциденты неадекватного поведения.
Несмотря на то, что большинство родителей просто содрогаются, когда слышат диагноз «шизофрения», современная психиатрия вполне способна справиться с первыми симптомами, но это напрямую зависит от скорости обращения к специалистам. Родители, чьи дети находятся в группе риска, должны не просто знать, но и научиться узнавать первые признаки шизофрении, и как можно скорее принять все меры.
Последние исследования показали, что ранее вмешательство при заболевании у детей поможет наиболее полноценному восстановлению и обеспечит защиту от рецидива.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/detskie_bolezni/shizofreniya_ili_autizm_gde_raznitsa/
В чем различаются аутизм и шизофрения?
Несмотря на схожую симптоматику, аутизм и шизофрения — разные психические расстройства и требуют правильной диагностики. Родителям, чей ребенок находится в группе риска (если в семье кто-то страдал одним из этих заболеваний), следует с первых дней жизни внимательно присматриваться к поведению ребенка. Это поможет вовремя отметить признаки расстройства и принять меры.
Чем отличается аутизм от шизофрении
Причины возникновения этих аномалий нервной системы малоизучены. Исследование головного мозга аутистов часто показывает отсутствие отклонений, тогда как наличие шизофрении влечет за собой функциональные нарушения.
Проявление отклонений от нормы можно заметить еще в раннем детстве. Но шизофрению иногда сложно диагностировать на ранних этапах развития, она проявляется после 7 лет.
В подростковом возрасте спусковым крючком ее зарождения могут послужить прием наркотиков и стрессовые ситуации.
Аутизм характеризуется стабильностью состояния в течение всей жизни, тогда как у больных шизофренией периоды нормальной жизнедеятельности перемежаются с периодами обострений.
Отличие аутизма от шизофрении у взрослых
Искаженное восприятие реальности у взрослого больного шизофренией сопровождается появлением галлюцинаций, бредовых идей, гипертрофированным чувством собственной значимости.
Люди, страдающие этим заболеванием, считают, что весь окружающий мир негативно настроен по отношению к ним.
Возможно расщепление личности, индивидуумов может быть много, они формируются для решения разных жизненных ситуаций, причем могут не знать о существовании друг друга.
Для постановки правильного диагноза важно учесть различия: разница в том, что в случае аутизма такого не происходит, девиантное поведение не сопровождается формированием множества личностей.
У больного шизофренией появляются проблемы в общении, резкие перемены эмоционального состояния — бурные переживания сменяются подавленностью, замкнутостью, стремлением к изоляции, желанием бросить работу.
Случаются приступы необоснованной агрессии и склонность к суициду.
Особенностью взрослого аутиста является привязанность к какой-то одной идее или зацикленность на выполнении однообразных действий. Поэтому вмешательство со стороны в установленный им порядок он расценивает как трагедию. Эмоциональный фон аутиста все время остается стабильным.
Отличие шизофрении от аутизма у ребенка
У больного шизофренией ребенка в раннем детстве может не наблюдаться отклонений в интеллектуальном развитии. Аутичный ребенок, напротив, часто переживает задержку в развитии как коммуникативных качеств, так и моторных способностей. Такие дети не стремятся к общению с окружающими, тяжело идут на контакт, не испытывают тяги к приобретению социальных навыков.
Детская шизофрения сопровождается сбивчивой речью, непоследовательностью действий, невозможностью долго концентрироваться на каком-либо действии или предмете, резким переходом от хорошего настроения к плохому. Дети школьного возраста страдают потерей концентрации внимания и, как следствие, неспособностью к обучению.
Особенности аутистов — проявление неизменного постоянства интереса к завладевшим его вниманием вещам, реакция на сигналы окружающего мира снижена, для достижения своих целей они не пользуются речью и жестами. Они живут в собственном мире, но, в зависимости от степени тяжести болезни, бывают способны к обучению, хорошо отзываются на педагогическое воздействие, достигая со временем высоких результатов.
Общие клинические особенности
Отказ от связи с социумом, стремление к изоляции, повышенная тревожность или, наоборот, безразличие, рассеянность и неорганизованное поведение — главные проявления при шизофрении и аутизме.
Людей, страдающих этими болезнями, характеризуют нежелание настраивать отношения со сверстниками, отсутствие стремления к улучшению результата своей работы, ограниченный эмоциональный контакт с реальностью.
Проблемы диагностики
Для решения проблемы важно вовремя распознать и разделить эти болезни, выяснив причину нарушения развития речи и моторики. На ранних этапах роста ребенка трудно выявить способность к логическому мышлению, правильно идентифицировать иррациональное поведение, отделив детские фантазии от настоящих психических расстройств.
Постановка верного диагноза становится возможной, когда психика уже сформирована. Нередко это происходит в период обострения болезни.
Поэтому родителям следует быть внимательными к любому проявлению неадекватного поведения своего ребенка, следить за его эмоциональным состоянием.
Лечение и реабилитация детей раннего возраста будут иметь больше шансов на успех, если обследование пройдет под наблюдением опытного специалиста с большим опытом работы в этой области.
ы
Источник: https://eustress.ru/shizofreniya/autizm-i-shizofreniya
Есть два «аутизма»: почему аутизм и шизофрению часто путают между собой | Милосердие.ru
Фото: shotgallery.livejournal.com
Одна из часто обсуждаемых (а если не обсуждаемых, то почти всегда подразумеваемых) тем в области диагностики аутизма, расстройств аутистического спектра – связь этих расстройств с шизофренией.
Я встречался с такими дискуссиями не один раз, присутствовал на клинических разборах и при теоретических обсуждениях, где эта тема поднималась, читал не одну статью про разницу и сходство, и, конечно, часто высказывал собственное мнение по поводу конкретных детей, родители которых запутались и не могли понять, какой диагноз у их ребенка. Аргументов много, но, порой, в таких обсуждениях возникает как будто бы примирительный аргумент, дескать, то и другое, по сути, сложные, хронические нарушения, и, вообще-то, не очень важно – какой именно будет диагноз у человека, если он будет получать достаточную для него помощь.
Вот именно с последним аргументом я и хочу поспорить.
Начать надо с определений. Условно говоря, есть два «аутизма».
Есть «аутизм» как самостоятельный диагноз, описанный Лео Каннером. Сейчас понимание того, что такое аутизм, сильно изменилось: доктор Каннер описывал очень яркие, заметные проявления аутизма. Сейчас же мы понимаем, что они могут быть более сглаженные, менее выразительные, может быть большое разнообразие проявлений этого нарушения.
Сейчас то, что было описано Каннером как аутизм называется «расстройства аутистического спектра», но суть не поменялась – Лео Каннер считал, что при аутизме у людей с раннего возраста нарушается способность «вступать в обычные отношения с людьми и ситуациями», что их проблема заключается во врожденной неспособности к «установлению обычного … контакта, с людьми подобно тому, как другие дети приходят в мир с физическими или умственными недостатками».
Сейчас именно биологически обусловленная неспособность вступать в обычные взаимодействия с людьми и считается ключевым нарушением при аутизме. (Подробнее про то, как сейчас понимается аутизм, можно послушать в этой короткой, но информативной лекции. Не забудьте включить субтитры).
И есть аутизм не как самостоятельный диагноз, а как симптом другого заболевания – шизофрении. Это понятие ввел другой психиатр, задолго до Каннера, Эйген Блейлер. Он описывал аутизм как особенное мышление, особенную реакцию на мир, когда человек, страдающий шизофренией, все больше и больше уходил от реальности в собственные переживания, фантазии.
В настоящее время в современных критериях конкретно этот термин не используется, однако специалисты, родные людей с шизофрений, да и часто сами люди с этим расстройством хорошо понимают, о чем писал Блейлер – многие люди с шизофренией страдают от снижения эмоциональности и нарастания безинициативности, часто они сильно меняются в своем поведении, теряя прежние социальные контакты, а иногда и работу.
Возможно из-за использования одних и тех же определений, возможно из-за очень необычного поведения детей с аутизмом почти сразу после «открытия» Каннером детского аутизма, это расстройство стали рассматривать в рамках проявлений шизофрении, стали описывать как «детский психоз». Даже если психиатр или психолог считал, что у ребенка именно аутизм, не шизофрения, ему все равно приходилось ставить диагноз «детский психоз», другого в классификациях просто не было.
Заканчивая разговор про определения, нужно сказать, что с 1980 года в США и во многих других странах между аутизмом и шизофрений стала проводиться четкая граница. Эти расстройства теперь не смешиваются, людям с симптомами аутизма ставят диагноз «аутизм» (или «расстройство аутистического спектра»), людям с симптомами шизофрении ставят диагноз «шизофрения».
Это четкое разделение было введено по очень простой причине – во многих своих проявлениях это кардинально различные расстройства.
На основании сравнения клинических характеристик, течения, прогноза, распространенности, соотнесения количества мальчиков и девочек, страдающих этими расстройствами (и еще на основании сравнения целого ряда параметров), был сделан однозначный вывод о том, что эти расстройства различны, если не в своих причинах, то уж точно в своей сути, внешних проявлениях и, конечно, подходах к терапии. Всем интересующимся характеристиками этих расстройств я рекомендую прочитать определения расстройств аутистического спектра и шизофрении в Международной Классификации Болезней-10 или американской классификации DSM-V.
Важно следующее: внешне расстройства аутистического спектра и шизофрения – разные расстройства и разные диагнозы.
Если у человека есть симптомы аутизма, то он получит именно этот диагноз и никакой другой. Когда он вырастет, то диагноз останется прежним, если, конечно, у него не появятся другие симптомы.
Если появятся симптомы шизофрении, то ему поставят второй диагноз, а не будут пересматривать старый.
И вот при обсуждении этого очень часто возникает аргумент, с которого я начал. А какая, собственно разница? Это довольно сложные и хронические расстройства.
Спорьте не спорьте, но способов излечивать их нет, многим людям с аутизмом и шизофренией нужна интенсивная помощь, часто ведут они себя странно и непредсказуемо, а иногда их симптомы даже могут быть очень похожи.
(И все же надо подчеркнуть, что они очень отличаются, всех интересующихся внешними проявлениями я снова отсылаю к критериями МКБ-10 и DSM-V).
Это, конечно, не верно. В диагнозах аутизма и шизофрении есть принципиальная разница. В своей сути, в своей глубине это очень различные явления и неправильный диагноз не дает нам понять человека с этим нарушением.
Когда-то я встретился с подростком, родители которого обратились ко мне из-за странного поведения их сына. Мальчик Дима (имя и многие обстоятельства изменены) всегда был тихим и очень спокойным, ему нравилось проводить время с родителями и старшим братом, он любил и рано научился читать, хотя в школе ему было сложно учиться из-за рассеянности и несобранности.
Дима не любил посещать ни школу, ни детский сад, нигде в детских коллективах он не сходился близко с детьми, зато очень хорошо дружил и общался с братом (своей полной противоположностью по характеру) и соседом, очень похожим на Диму мальчиком. Дима всегда вел себя примерно, исправно ходил в школу, старался выполнять домашние задания.
Встретились мы с ним из-за того, что в какой-то момент он стал отказываться от посещения школы.
Он просил родителей не вести его в школу, по утрам плакал и сопротивлялся, когда его заставляли идти, а если оказывался в школе, то вел там себя очень скованно и напряженно, ни с кем не говорил и почти не занимался на уроках.
Кроме этого у Димы сильно испортилось настроение – из мечтательного, доброжелательного и спокойного, он превратился в хмурого, постоянно раздраженного и плачущего человека.
На встрече Дима почти не отвечал на мои вопросы, сидел хмуро и напряженно, часто вздыхал и отвечал короткими формальными фразами. Так как беседы не получилось, я попросил родителей приехать ко мне на встречу еще раз, в другое время дня (родители говорили, что ребенок бывает гораздо контактнее и спокойнее, но именно в момент нашей встречи он был в плохом состоянии).
И действительно, на следующей встрече он начал говорить. Он рассказал про то, что в школе за ним внимательно и постоянно следят, что он видит камеры, установленные почти в каждом уголке школы, что дети шепчутся о нем и тоже участвуют в слежке.
Он рассказывал, что не понимает, как он оказался в этой ситуации, но ему кажется, что спецслужбы ставят на нем какие-то эксперименты, что это их рук дело. Дима рассказывал сбивчиво и витиевато, он часто менял темы и, порой, понять его было очень сложно.
Общая же идея была ясна – в школе за ним ведется слежка, из-за этого в школе ему очень страшно и идти он туда не хочет.
К сожалению, у Димы оказалась шизофрения.
При проведении необходимых в таких случаях обследований у него не было выявлено каких-либо еще нарушений, которые могли бы объяснить его поведение, он не принимал наркотики (что подтвердили разнообразные анализы), в дальнейшем несмотря на довольно успешное лекарственное лечение у него было еще как минимум два известных мне похожих на первый приступа.
Проблема Димы в неправильном истолковании реальных сигналов, неверном и неправильном отображении мира у него в сознании, в голове.
Он приходил в школу, смотрел туда же, куда смотрят другие дети, видел то же, что видят другие дети, но внутри это истолковывалось по-другому.
Он присваивал особенный смысл невинным фразам одноклассников, выглядывал объективы камер в вентиляционных решетках, выстраивал невероятные теории о причинах происходившего вокруг него.
Дима создавал мир своим собственным искаженным мышлением, этот мир был отличный от мира, в котором находились все окружающие люди.
Такое искаженное мышление, такое избыточное фантазирование во многом и создает особенное поведение у людей с шизофренией.
У него не было серьезных проблем с коммуникацией, он подробно описывал свои переживания и именно эти переживания, эти логические ошибки и создавали у него сложное поведение.
Фото с сайта neinvalid.ru
С девочкой Сашей я познакомился, когда ей было 4 года. Красивая, очень сильная и стройная, с огромными карими глазами, она вбежала ко мне в кабинет и, не заметив меня, бросилась к кубикам с буквами.
На протяжении почти часовой беседы с родителями, которые рассказывали мне о развитии Саши, своих беспокойствах о ее умениях, она играла с кубиками, разглядывая их и называя буквы, нарисованные на каждой стороне.
Я пробовал позвать девочку, но она не реагировала на меня, пробовал взять кубики, но она расстроилась, собрала оставшиеся и ушла в сторону. Родители рассказали, что дома дочка ведет себя подобным образом, часто не замечает их, находит для себя похожие занятия с кубиками, любит рассматривать книжки и очень много времени проводит в планшете, но не это беспокоило их больше всего.
Саша до сих пор не умела разговаривать и даже не использовала жесты.
Тогда, когда ей что-то было очень нужно, она брала родителей за руку и толкала и тянула к желаемым предметам, которые достать сама не могла, но никак не показывала на них, тем более не пыталась их назвать.
Саша улыбалась, кубики ей доставляли настоящее наслаждение, но по-настоящему она рассмеялась, когда я стал ей надувать мыльные пузыри.
Вдруг, поиграв с пузырями, она заметила меня, подошла очень близко и прижалась своим лбом к моему. Родители рассказали, что так она выражает свои чувства, похоже, я ей понравился.
Все эти сложности родители стали замечать уже после 14 месяцев – и проблемы с развитием речи, и увлечение буквами, и удивительную самостоятельность. Казалось, Саше не нужны родители, она могла часами бродить по своей комнате, играя с кубиками и доской с алфавитом.
Девочка не стояла на месте в своем развитии, после 2-х лет она стала очень эмоционально и нежно реагировать на папу с мамой, запоминала все больше букв (она знала уже два алфавита к моменту нашей встречи), научилась пользоваться туалетом и очень ловко есть с помощью вилки и ложки.
У Саши были все симптомы расстройства аутистического спектра, согласно критериям МКБ-10 ей можно было поставить «детский аутизм». Ее долго обследовали, делали ей МРТ, проводили развернутое генетическое тестирование, но причину возникновения у нее аутизма, найти не удалось (так бывает очень часто).
С первого взгляда заметно, как сильно отличаются Дима и Саша. Дело не только в возрасте и даже не только в их разном поведении.
Если Дима слишком большое внимание уделял тому, что и кто о нем говорил, если он истолковывал самые нейтральные разговоры как относящиеся к нему, то Саша вообще почти не замечала речи людей.
Наблюдательная к буквам, к устройству планшета, Саша совершенно не замечала социальные сигналы, которыми вокруг нее обменивались люди.
Она не обращала внимания на то, что кто-то ее зовет, кто-то ей что-то показывает, кто-то с ней говорит. Неудивительно, что речь у Саши не развивалась, ей она как будто была совершенно не интересна, она не слушала речь мамы и папы, сама не испытывала особенного желания о чем-либо с ними поговорить, даже просто ответить.
Это и есть суть аутизма – с раннего возраста сниженная мотивация на двустороннее социальное взаимодействие, с раннего возраста сниженный интерес и сниженная способность наблюдать за социальными сигналами, которыми обмениваются люди.
Все остальное – и сложности в овладении речью, и проблемы в общении с детьми, и особенные несоциальные интересы – похоже, являются следствием этой невключенности, этой сниженной способности учиться в общении.
Проблема Саши была не в том, что она выдумала какой-то свой мир, проблема Саши была в том, она не видела (и, может, не испытывала особенного желания видеть) социальной части окружающего мира, не училась у него.
Благодаря помощи Саша добилась больших успехов. Первое, что сделали родители, когда узнали про ее диагноз, наладили для нее постоянное и довольно интенсивное обучение.
Сашу учили тому, что у нее получалось плохо: учили сообщать о своих желаниях (для нее ввели систему альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек), учили реагировать на обращения по имени и выполнять инструкции. И Саша начала учиться.
Внезапно благодаря обмену карточками, она поняла, как много проблем в жизни она может решить, обращаясь к родителям, она поняла, что общение с ними, обмен сигналами, оказывается, может быть очень приятным. Она поняла, что отзываться на имя и выполнять просьбы родителей – огромное удовольствие (в начале обучения каждый раз, если Саша поворачивалась, когда ее звали, ей вручали любимый кубик).
Странное поведение Димы и Саши возникло принципиально разными путями. Дима фантазировал без остановки, интерпретировал и создавал у себя в голове мир. Его фантазии были болезненные, они создавали ложную, неверную картину мира, из-за которой он и вел себя странно, говорил необычные вещи, отказывался ходить в школу.
Саша же наоборот на многие важнейшие вещи не обращала внимания, не замечала их настолько, что совершенно не училась очень важным вещам.
Не важно, какая форма аутизма и какой уровень интеллекта у человека с этим расстройством, по всей видимости, основной проблемой людей с аутизмом является сниженная способность к восприятию социальных сигналов, сниженная способность обращать на них внимание и вести себя в соответствии с этими сигналами.
Диме помогли лекарства, которые сильно повлияли на его мышление. Через какое-то время он уже то с улыбкой, то расстраиваясь, рассказывал, что «в голову лез какой-то бред», «что думал, что за мной следят, но все было как обычно». К сожалению, Диме пришлось принимать лекарство еще долгое время, повторный приступ у него случился тогда, когда лекарство было отменено.
Саше помогло обучение, основанное на поощрении ее правильных и социальных действий, обучение, которое учитывало, что ей неинтересно учиться у других людей.
Две разные истории и два разных пути, две принципиально разные ситуации. И мне кажется, что вот этот аргумент, что ты можешь лучше понять человека, когда поставишь диагноз, соответствующий его поведению, в споре об аутизме и шизофрении самый важный.
Расскажу последнюю историю. Ване 21 год. Огромного размера, с бородой, длинными волосами, он похож на монаха или священника. Но Ваня не разговаривает и не понимает обращений к нему.
Он живет с родителями, каждый его день похож на предыдущий: встает, ест приготовленную мамой еду, идет к компьютеру и смотрит ролики. Ваня с 15 лет принимает лекарства – нейролептики.
Они помогают ему контролировать свое поведение.
Дело в том, что иногда он сильно раздражается, расстраивается, в эти моменты начинает бить себя по голове и кусать руки. Никто не знает, почему так происходит – Ваня не умеет разговаривать и сам ничего не объясняет. Врач Вани, назначивший лекарства, считает, что объяснение в поведении у Вани только одно – его болезнь, его шизофрения, которой он болеет с детства.
Елисей Осин, детский врач-психиатр
Фото с сайта pravmir.ru
Рассказывая родителям о своем видении, он рисует схемы, произносит названия нейромедиаторов и способы влиять с помощью лекарств на их работу. Ване действительно помогают лекарства. Его жизнь и жизнь родителей гораздо проще, когда Ванины эмоции находятся под контролем.
Но все дело в том, что у Вани аутизм. Это значит, что с детства ему очень сложно учиться говорить. Ване нужно, чтобы кто-то заметил, как сложно ему учиться, и подобрал для него хорошую программу обучения. Кажется, от чего он кусает себе руки и горько плачет, мы так и не узнаем.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/est-dva-autizma-pochemu-autizm-i-shizofreniyu-chasto-putayut-mezhdu-soboj/