Оппозиционно-вызывающее расстройство: смешанное расстройство

Вызывающее оппозиционное расстройство

Вызывающее оппозиционное расстройство – поведенческое нарушение, проявляющееся открытым противостоянием, неповиновением в отношении авторитарности окружающих.

Основные симптомы: эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, озлобленность, мстительность, пренебрежение правилами поведения, стремление раздражать, задирать, обвинять других людей. Устойчивая враждебность, негативизм сохраняются минимум на протяжении 6 месяцев. Расстройство диагностируется клиническими, психологическими методами.

Лечение основано на семейной и индивидуальной психотерапии.

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) в МКБ-10 отнесено к рубрике «Расстройства поведения». Диагностируется у детей младшего, среднего школьного возраста, качественно отличается от аффективных и психотических нарушений. Центральный симптом – оппозиция, противостояние взрослым.

Жестокость, насилие, воровство, поджоги, характерные для других расстройств поведения, отсутствуют. Эпидемиология ВОР составляет от 5 до 20%. Разброс показателей объясняется различными диагностическими подходами. До пубертатного периода расстройство преобладает среди мальчиков, соотношение составляет 3:1.

У пациентов с СДВГ оно диагностируется втрое чаще, чем в общей популяции.

Обратите внимание

Негативизм, упрямство, своеволие, противопоставление себя окружающим – нормальное проявление кризисов развития.

У малыша 2-3 лет данные черты актуализируют тенденцию к самостоятельности, у ребенка 7 лет – право самостоятельно делать выбор, выстраивать отношения, у подростка 13 лет – стремление к эмансипации, отделению от родителей. Фиксация оппозиционных поведенческих тенденций, приводящая к проблемам социальной адаптации, свидетельствует о развитии вызывающего оппозиционного расстройства. К его причинам относятся:

  • Биологические факторы. Оппозиционно-вызывающее расстройство развивается на фоне дисфункций нейромедиаторов головного мозга, низкого сердечного ритма, сниженного базального уровня кортизола, повышенной электрической активности кожи, дисфункции префронтального кортекса, миндалевидного тела. Специфика данных факторов активно изучается.
  • Генетическая предрасположенность. Точные механизмы передачи расстройства от родителя к ребенку не установлены. Наследуемым может быть темперамент, на основе которого формируется высокая эмоциональная восприимчивость, интенсивность аффекта, низкая фрустрационная устойчивость.
  • Семейные взаимоотношения. Развитию ВОР способствует жесткое, непоследовательное воспитание, невнимательное отношение к детям. Часто ребенок перенимает (копирует) упрямство родителей, приемы манипулирования, эмоционального давления, пассивно-агрессивные черты характера.
  • Психологические особенности. ВОР возникает при выраженной склонности к самоутверждению, низкой самооценке, чувстве собственной несостоятельности. Противопоставляя себя взрослым, ребенок пытается доказать собственную значимость, самостоятельность.

Согласно психодинамическому подходу, вызывающее оппозиционное расстройство является характеристикой возраста, которому присущ внутренний конфликт между зависимостью и желанием самостоятельности.

Упрямство, негативизм рассматриваются как способы разрешения данного противоречия: оппозиционное поведение формально направлено на утверждение автономности, но усиливает внимание родителей. Ребенок внешне стремится к обособлению, но сохраняет прочную связь с матерью, отцом, педагогами, провоцируя ссоры, споры, выражая протест.

Оппозиционность становится бессознательной защитой от чувства несостоятельности, заниженной самооценки. ВОР реализуется на базе потребности ребенка в самоутверждении и эмоциональной незрелости родителей. Сторонники бихевиоральных теорий утверждают, что вызывающее оппозиционное расстройство является условной реакцией на порицание, критику, авторитарность старших.

На начальных этапах для ее запуска необходим развернутый стимул (длительные нравоучения, открытая критика), в дальнейшем достаточно воздействия слабого раздражителя (единственного замечания, взгляда).

Отличительной особенностью вызывающего оппозиционного расстройства является вариабельность сфер проявления. Ребенок отчасти способен контролировать поведение, выбирать ситуации для демонстрации оппозиционности: дома он упрямый, конфликтный, на приеме у врача – спокойный, покладистый. В зависимости от количества сфер, в которых реализуется расстройство, выделяют три степени тяжести:

  • Легкая. Поведение ребенка нарушается в одной определенной обстановке. Противостояние, упрямство наблюдаются дома при общении с мамой, папой, старшими сестрами, братьями.
  • Умеренная. Симптомы проявляются в двух типах ситуаций. Кроме родителей «противниками» становятся педагоги.
  • Тяжелая. Оппозиционно-вызывающие тенденции реализуются в трех и более сферах отношений. Ребенок упрям, агрессивен с учителями, родителям, родственниками, сверстниками.

Симптомы обнаруживаются с начала школьного обучения, реже – с 3-4 лет. Характерная особенность – проявление пассивной агрессии, ее адресность. Ребенок упрямится, отказывается выполнять просьбы старших, демонстративно обижается, легко начинает спорить, не имея аргументов.

В отношениях с отцом, матерью доминирует непослушание. Конфликты возникают на почве требований соблюдения гигиены, бытового самообслуживания, школьной успеваемости. Внешне это проявляется неряшливостью, несобранностью, неорганизованностью.

Попытки родителей скорректировать поведение провоцируют вспышки раздражения, вербальной агрессии, молчаливого протеста. Ребенок отказывается умываться, надевать чистую одежду, причесываться, есть за столом, посещать школу, выполнять домашние задания.

Замечания родителей только усиливают оппозиционность.

В споре со старшими ребенок до последнего отстаивает свою точку зрения, лишаясь важных привилегий – возможности гулять, играть в компьютерные игры, получать сладости. Иногда эпизоды непокладистости чередуются с абсолютным послушанием.

Неустойчивое поведение приводит к потере контроля со стороны детей и родителей, отношения становятся дисгармоничными, стиль воспитания – искаженным.

Эпизоды интенсивного контроля по поддержанию дисциплины, фиктивные наказания, пустые угрозы сменяются чрезмерными поощрениями.

Важно

Вызывающее оппозиционное расстройство сопровождается трудностями обучения. Снижение успеваемости связано с недостаточным прилежанием, отказом от помощи окружающих. Интеллект, когнитивные функции развиты нормально.

При тяжелых формах расстройства нарушаются отношения с одноклассниками. Постоянное противостояние окружающим, стремление спорить, доказывать свою правоту, обвинять в неудачах других людей препятствуют установлению дружеских отношений. Чувство вины отсутствует.

Ребенок не умеет сотрудничать, отказывается помогать другим детям.

Без специальной коррекции вызывающее оппозиционное расстройство провоцирует дезадаптацию в различных сферах жизни. Отсутствие друзей, доверительных отношений с родителями, продуктивного взаимодействия с педагогами формирует замкнутость, желание уединиться. Результат – нарастает чувство подавленности, одиночества, депрессия, развиваются эмоциональные нарушения.

У подростков оппозиционность закрепляется в чертах характера – возникают психопатические характерологические черты: озлобленность, злопамятность, завистливость, ипохондричность. Повышен риск алкоголизации, наркомании, девиантного поведения.

Низкая учебная успеваемость, сложности во взаимодействии со сверстниками, учителями приводят к безразличию, негативизму к будущей профессии, трудоустройству.

Родители обращаются к врачам, когда негативизм, конфликтность, мнительность проявляются регулярно, учащаются, распространяются на широкий круг ситуаций.

К диагностическому процессу подключается педиатр, детский психиатр, медицинский психолог. Дополнительные обследования проводятся неврологом, эндокринологом, отоларингологом. Результаты позволяют исключить аффективные и поведенческие отклонения как симптом дисбаланса нервной системы или гормонального статуса, нарушения слуха.

Специфическая диагностика включает:

  • Клиническую беседу. Врач-психиатр выслушает жалобы родителя, ребенка, уточняет данные семейного анамнеза, расспрашивает о внутрисемейных взаимоотношениях, школьной адаптации, успеваемости. Параллельно наблюдает за поведением ребенка: по отношению к врачу дети обычно не проявляют негатива, признаки ВОР обнаруживаются при случайном контакте с родителем.
  • Исследование эмоционально-личностных особенностей. Используются методики, выявляющие отклонения эмоционально-волевой, личностной сфер: опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), личностный опросник Айзенка. Дополнительно применяются проективные тесты, позволяющие обнаружить отрицаемые или неосознаваемые характеристики – озлобленность, упрямство, мстительность. Ребенку предлагаются рисуночные методики (Несуществующее животное, Дом-дерево-человек), тесты интерпретации ситуаций (Фрустрационный тест Розенцвейга, Рисуночный апперцептивный тест).
  • Исследование внутрисемейных отношений. Для получения наиболее объективной информации о семейных проблемах родители и дети заполняют опросники Анализ семейных взаимоотношений, тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика PARI. Из проективных методик используется тест Рисунок семьи, Семья за обедом.

Вызывающее оппозиционное расстройство необходимо дифференцировать с нормальными проявлениями кризисного периода. Ключевые моменты – стойкость, регулярность, длительность. От других поведенческих расстройств ВОР отличается отсутствием открытой агрессивности – дети не стремятся нанести вред, причинить боль, не занимаются воровством, поджогами, нападениями.

Модификация оппозиционного поведения детей невозможна без изменения отношения родителей. Поэтому в процесс лечения вовлекается вся семья: ребенок, мама, папа, старшие братья, сестры. Техники психотерапевтической работы подбираются специалистом индивидуально с учетом возраста пациента, особенностей отношений внутри семьи. Используются следующие методы:

  • Индивидуальная психотерапия. Психотерапевт обучает ребенка справляться с гневом, страхом, агрессией. Техниками когнитивной терапии прорабатываются устойчивые негативные мысли об отношении родителей, воспитании.
  • Семейная поведенческая терапия. Специалист совместно с членами семьи разрабатывает эффективные способы взаимодействия, способы мирного разрешения конфликтов. В форме игр, тренингов происходит апробирование различных психологических приемов.
  • Консультирование родителей. Психолог проводит встречи с обоими родителями, обсуждает существующий способ воспитания, его достоинства, недостатки, указывает на связь поведения родителей с реакциями ребенка. Акцент делается на то, что в основе расстройства лежит отчуждение ребенка, стремление стать самостоятельным, потребность быть любимым.

Прогноз вызывающего оппозиционного расстройства определяется своевременностью диагностики и успешностью терапевтических мероприятий. Большинство случаев имеет благоприятный исход: семейные конфликты сглаживаются, ребенок находит другую сферу для самоутверждения.

Предупредить поведенческие нарушения можно с помощью выстраивания продуктивных доброжелательных отношений. Необходимо поощрять ребенка за помощь, сотрудничество, уступчивость, демонстрировать эмоциональную стабильность, самоконтроль, последовательность поступков.

Важно участие обоих родителей, учителей, родственников.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/oppositional-defiant-disorder

Вызывающее оппозиционное расстройство

Этот тип расстройств поведения характерен для детей младше 9-10 лет. Он определяется наличием заметно вызывающего, непослушного, провокационного поведения и отсутствием более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других. Расстройство требует, чтобы удовлетворялись общие критерии F91; даже серьезное непослушание или озорное поведение сами по себе недостаточны для диагноза. Многие считают, что оппозиционно-вызывающее поведение представляет менее тяжелый тип расстройства поведения, а не качественно отличающийся тип. Исследовательские доказательства недостаточны в том, является ли различие качественным или количественным. Тем не менее, имеющиеся данные предполагают, что самостоятельность этого расстройства может быть принята в основном только у маленьких детей. Необходимо с осторожностью использовать данную категорию, особенно у более старших детей. Клинически значимые нарушения поведения у старших детей обычно сопровождаются диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает открытое неповиновение, непослушание или брутальность; хотя нередко им могут предшествовать оппозиционно-вызывающие расстройства в более раннем возрасте. Эта категория включена с целью отражения общей диагностической практики и облегчения классификации расстройств, встречающихся у маленьких детей.

Диагностические указания:

Главным признаком расстройства является постоянно негативистическое, враждебное, вызывающее, провокационное и брутальное поведение, находящееся за пределами нормального уровня поведения для ребенка того же самого возраста в тех же социо-культуральных условиях и не включающее в себя более серьезные нарушения прав других, которые отмечены при агрессивном и диссоциальном поведении в подрубриках F91.0 — F91.2. Дети с этим расстройством имеют тенденцию часто и активно игнорировать просьбы взрослых или правила и намеренно досаждать другим людям. Обычно они сердиты, обидчивы и им легко досаждают другие люди, которых они и обвиняют за свои собственные ошибки и трудности. У них обычно отмечается низкий уровень фрустрационной толерантности и легкая потеря самообладания. В типичных случаях их вызывающее поведение имеет характер провокации, так что они становятся зачинщиками ссор и обычно проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление властям.

Читайте также:  Симптомы и признаки расстройства личности: что это за диагноз

Часто поведение более очевидно во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, которых ребенок хорошо знает, и признаки расстройства могут не проявляться во время клинической беседы.

Совет

Ключевым отличием от других видов нарушений поведения является отсутствие поведения, нарушающего законы и основные права других, как например, воровство, жестокость, драки, нападение и разрушительность. Определенное присутствие какого-либо из вышеизложенных признаков поведения исключает диагноз. Однако, оппозиционно-вызывающее поведение, как это определено выше, часто отмечается при других типах нарушения поведения.

Если выявляется другой тип (F91.0 — F91.2), то вместо оппозиционно-вызывающего поведения должен кодироваться он.

Исключается:

— расстройство поведения, включая явно или диссоциальное, или агрессивное поведение (F91.0 — F91.2).

Источник: https://vocabulary.ru/termin/vyzyvayuschee-oppozicionnoe-rasstroistvo.html

Что такое оппозиционное неповиное расстройство?

Оппозиционное неповиновение : Симптомы, причины и лечение

ODD – это поведенческая расстройство, которое приводит к неповиновению и гневу против авторитета. Это может повлиять на работу, учебу и социальную жизнь человека.

ODD затрагивает от 1 до 16 процентов всех детей школьного возраста. У мальчиков больше детей проявляются симптомы ODD в возрасте от 6 до 8 лет. ODD встречается и у взрослых. Взрослые с ODD, которые не были диагностированы как дети часто остаются недиагностированными.

Симптомы Симптомы оппозиционного вызывающего расстройства

У детей и подростков

ODD чаще всего затрагивает детей и подростков.

Симптомы ODD включают в себя:

частые приступы гнева или эпизоды гнева

  • отказ выполнить требования для взрослых
  • чрезмерное споры со взрослыми и авторитетными фигурами
  • всегда подвергают сомнению или активно игнорируют правила
  • поведение, предназначенное для расстройства , раздражать или гнев других, особенно авторитетных деятелей
  • , обвиняя других в собственных ошибках или ошибках
  • , будучи легко раздраженным
  • мстительность

Ни один из этих симптомов не указывает на ODD. В течение по крайней мере шести месяцев должна быть картина множественных симптомов.

У взрослых

Существует некоторое совпадение симптомов в ODD между детьми и взрослыми. Взрослые с ОДА также борются с властью. Они могут чувствовать общее чувство гнева по отношению к миру.

Симптомы у взрослых с ODD включают:

чувство сердитости в мире

  • чувство непонятного или нелюбимого
  • сильная неприязнь к власти, в том числе надзиратели на работе
  • идентификация как мятеж
  • и не будучи открытыми для обратной связи
  • , обвиняя других в собственных ошибках
  • Расстройство часто трудно диагностировать у взрослых, потому что многие из симптомов совпадают с антиобщественным поведением, злоупотреблением психоактивными веществами и другими расстройствами.

ПричиныПричины оппозиционного вызывающего расстройства

Нет уверенной, доказанной причины ODD, но есть теории, которые могут помочь выявить потенциальные причины. Считается, что ОДА обусловлено сочетанием экологических, биологических и психологических факторов. Например, это чаще встречается у семей с историей расстройств гиперактивности дефицита внимания (ADHD).

Одна из теорий предполагает, что ODD может начать развиваться, когда дети становятся малышами, потому что дети и подростки с ODD демонстрируют поведение, довольно типичное для малышей.

Эта теория также предполагает, что ребенок или подросток изо всех сил пытается стать независимым от родителей или авторитетных деятелей, к которым они были эмоционально привязаны.

Также возможно, что ODD развивается в результате изученного поведения, отражая негативные методы подкрепления, используемые некоторыми авторитетами и родителями.

Это особенно верно, если ребенок использует плохое поведение, чтобы привлечь внимание. В других случаях ребенок может принимать отрицательное поведение от родителя.

Другие возможные причины включают в себя:

определенные черты личности, например, как волевые

  • отсутствие положительной привязанности к родителям
  • значительный стресс или непредсказуемость в доме или в повседневной жизни
  • Критерии для диагностикиКритерия диагностировать оппозиционное вызывающее расстройство

Обученный психиатр или психолог может диагностировать детей и взрослых с помощью ODD. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, известное как DSM-5, описывает три основных фактора, необходимые для постановки диагноза ODD:

1. Они показывают поведенческий характер

У человека должна быть картина сердитых или раздражительных настроений, спорных или вызывающих поведение или мстительность, продолжающаяся не менее шести месяцев. За это время им нужно отобразить по крайней мере четыре из следующих типов поведения из любой категории. По крайней мере один из этих симптомов должен отображаться с кем-то, кто не является родным братом. Категории и симптомы включают в себя:

Сердитое или раздражительное настроение,

, которое включает в себя такие симптомы, как: часто теряет самообладание

  • будучи обидчивым
  • , будучи легко раздраженным
  • , часто злится или обижается > Аргументативное или вызывающее поведение,
  • , которое включает в себя такие симптомы, как:

с частыми аргументами с полномочиями или взрослыми активно игнорируя запросы от авторитетных лиц

  • , отказываясь выполнять запросы от авторитетных лиц
  • преднамеренно раздражающие другие
  • обвиняют других в неправильном поведении
  • Мстительность
  • действует злобно, по крайней мере, дважды в шестимесячный период

2. Поведение разрушает их жизнь.

  • Вторая вещь, которую ищет профессионал, – это то, что нарушение поведения связано с бедствием в человеке или его непосредственным социальным кругом. Деструктивное поведение может негативно повлиять на важные области их жизни, такие как их социальная жизнь, образование или профессия.

3. Это не связано со злоупотреблением психоактивными веществами или эпизодами психического здоровья

Для диагностики поведение не может происходить исключительно во время эпизодов злоупотребления психоактивными веществами, депрессии, биполярности или психоза.

Уровень серьезности

DSM-5 также предлагает масштаб серьезности. Диагностика ODD может быть:

Mild: Симптомы ограничиваются только одной настройкой.

Умеренный: некоторые симптомы будут присутствовать, по крайней мере, в двух настройках.

  • Тяжелый: Симптомы будут присутствовать в трех или более настройках.
  • Лечение Лечение для оппозиционного вызывающего расстройства
  • Раннее лечение важно для людей с ОДА. По словам Американской академии детской и подростковой психиатрии, подростки и взрослые с необработанным ОДА увеличили риск депрессии и злоупотребления психоактивными веществами.Варианты лечения могут включать:

Индивидуальная когнитивная поведенческая терапия:

Психолог будет работать с ребенком, чтобы улучшить:

навыки управления гневом навыки общения

  • импульсное управление
  • навыки решения проблем < Они также могут определить потенциальные факторы.
  • Семейная терапия:
  • Психолог будет работать со всей семьей, чтобы вносить в нее изменения. Это может помочь родителям найти поддержку и изучить стратегии обработки ODD своего ребенка.

Терапия взаимодействия родителей и детей

(PCIT): Терапевты будут обучать родителей, когда они взаимодействуют со своими детьми. Родители могут узнать более эффективные методы воспитания.

Группы сверстников: Ваш ребенок может узнать, как улучшить свои социальные навыки и отношения с другими детьми. Лекарства:

Они могут помочь лечить причины ODD, такие как депрессия или СДВГ.

Тем не менее, нет конкретного лекарства для лечения самого ОДА. СтратегииСтратегии для управления оппозиционным расстройством

Родители могут помочь своим детям управлять своим ОДД путем: увеличения положительного подкрепления и сокращения отрицательного подкрепления

с использованием последовательного наказания за плохое поведение

с использованием предсказуемых и немедленных ответов на воспитание

  • моделирование позитивных взаимодействий в домохозяйстве
  • снижение экологических или ситуационных триггеров (например, если подрывное поведение вашего ребенка, похоже, увеличивается с недостатком сна, убедитесь, что они получают достаточно спать по ночам.)
  • Взрослые с ODD может управлять своим расстройством:
  • принимая ответственность за свои действия и поведение
  • , используя осознанность и глубокое дыхание, чтобы держать их под контролем

найти стресс-облегчение деятельности, такие как упражнения

  • Узнайте больше управления стрессом методы “
  • В классной комнатеНастоящее непобедимое расстройство в классе
  • Родители не единственные, кто борется с детьми с ОДА. В некоторых ситуациях ребенок могут вести себя за родителя, но плохо себя ведут в школе. Учителя детей с ODD могут использовать следующие стратегии, помогающие обучать студентов ODD:

Знайте, что методы модификации поведения, которые работают с другими учениками, могут не работать над этим учеником. Возможно, вам придется спросить у родителей, что для них наиболее эффективно.

Имеют ясные ожидания и правила. Опубликовать классные правила в видимом месте.

Знайте, что любое изменение в классе, в том числе противопожарное упражнение или порядок уроков, может расстраивать ребенка с ODD.

  • Держите ребенка за свои действия.
  • Постарайтесь установить доверие со студентом, четко и согласованно.
  • Q & AQ & A: расстройство поведения против оппозиционного вызывающего расстройства
  • Q:
  • В чем разница между расстройством поведения и оппозиционным вызывающим расстройством?

A:

Оппозиционное вызывающее расстройство является фактором риска развития расстройства поведения (CD). Диагностические критерии, связанные с расстройством поведения, часто считаются более серьезными, чем критерии, связанные с ОДА.CD включает в себя более серьезные нарушения, чем сложные полномочия или мстительное поведение, такие как кража, агрессивное поведение по отношению к людям или животным и даже уничтожение имущества. Правила, нарушенные людьми с CD, могут быть довольно серьезными. Поведение, связанное с этим условием, также может быть незаконным, что обычно не относится к ODD.

Timothy J. Legg, PhD, CRNPAnswers представляет мнения наших медицинских экспертов. Весь контент является строго информативным и не должен рассматриваться как медицинский совет.

  • Профессионал здравоохранения
Читайте также:  Аффективные расстройства: расстройства настроения, симптомы

Источник: https://ru.oldmedic.com/what-is-oppositional-defiant-disorder-7403

Оппозиционно-вызывающее расстройство: признаки у детей и взрослых, методики диагностики и коррекции

Оппозиционно-вызывающее расстройство – это закономерно-регулярное нарушение поведения, которое заключается в проявлении конфликтности, негативизма, раздражительности и мстительности на протяжении 6 и более месяцев при взаимодействии с окружающими людьми, проявляющими авторитарность и обладающими властью. Впервые с подобным расстройством приходится сталкиваться родителям, воспитателям, учителям и преподавателям. Впоследствии, при отсутствии адекватной коррекции этого нарушения в детстве, проявления оппозиционного отношения к тому или иному кругу окружения может сохраняться и у взрослых.

Ознакомившись с этой статьей, вы получите информацию о возможных причинах, признаках у детей и взрослых, методиках выявления и коррекции оппозиционно-вызывающего расстройства.

Эти знания помогут вовремя заметить это отклонение поведения у ребенка и принять необходимые меры, позволяющие устранить те негативные последствия, которые данное нарушение привносит в жизнь семьи и окружающих.

По некоторым данным статистики такое расстройство поведения встречается примерно у 15-20 % школьников, около 2/3 пациентов детского психиатра обращаются за помощью к специалисту именно с этой проблемой.

В ряде наблюдений было выявлено, что оппозиционно-вызывающее расстройство чаще выявляется у мальчиков, но соотношение разнополых пациентов выравнивается к периоду полового созревания. В других исследованиях определяются факты преобладания оппозиционности среди девочек.

Следует отметить, что психолог, работающий в детских общеобразовательных учреждениях, может только заподозрить развитие такого нарушения. После этого специалист должен направить ребенка и его родителей на консультацию к психотерапевту, который может отдифференцировать оппозиционно-вызывающее расстройство от:

  • банального озорного поведения;
  • серьезных эпизодов непослушания;
  • других поведенческих отклонений.

Причины

Для ребенка возрастом 1-2 лет негативизм — вариант нормы.

Негативизм является одной из норм детского поведения в возрасте от 1,5 до 2 лет. Такой компонент может становиться патологическим в том случае, если он с завидной регулярностью фиксируется уже в более старшем возрасте.

Пока ученые не смогли выявить определенных причин такого нарушения, но наблюдения специалистов показывают, что оппозиционно-вызывающее расстройство может возникать под воздействием следующих факторов:

  • наследственность;
  • стремление родителей к излишнему контролю над поведением ребенка;
  • пассивно-агрессивные черты личности;
  • упрямство;
  • насилие;
  • семьи, в которых ребенок не был желанным.

Ряд психиатров связывает возникновение расстройства с психодинамическими изменениями, вызванными взрослением ребенка. В определенный момент дети хотят обособленности от своих близких и стремятся к эмансипации.

В таких случаях возникающая оппозиция, проявляющаяся в негативизме и не комфортности, провоцируется желанием разрешения неприятной для ребенка ситуации. Так он утверждается и сохраняет уверенность в том, что именно такое поведение привлечет к нему внимание родителей, в которых он все еще нуждается.

Иногда проявления негативизма вызываются присутствием низкой самооценки, возникающей в силу различных факторов.

Обратите внимание

Специалисты предполагают, что в ряде ситуаций оппозиционно-вызывающее расстройство провоцируется сочетанием эмоциональной незрелости родителей и высоким конституционным стремлением ребенка к самоутверждению.

В таких случаях мать и/или отец хотят оставаться авторитарными, а ребенок выбирает стратегию враждебности и защиты по отношению к вторжению на свою территорию и в зону психологического комфорта.

При рассмотрении этой поведенческой теории возникновения оппозиционно-вызывающего расстройства негативизм нередко становится «зазубренной» реакцией на порицание родителей, которые пытаются подавить любое, порой даже оправданное, неповиновение сына или дочери.

Немаловажное значение в формировании расстройства у ребенка может иметь и нестабильная психологическая обстановка в семье, школьном коллективе и пр.

Оказавшись в таких условиях, ребенок с низким уровнем нейромедиаторов (например, при низком сердечном ритме, пониженном базальном уровне кортизола, электрической активности кожи и других патологиях) или с наследственной предрасположенностью может оказываться в числе тех детей, которые вынуждены противостоять такой некомфортной атмосфере. Тогда основным внешним фактором, провоцирующим данное нарушение, может становиться сексуальное насилие, психологическая или физическая агрессия со стороны взрослых, родителей или сверстников, низкая обеспеченность семьи и связанные с этим моментом последствия, алкоголизм и наркомания у матери, отца или других членов семьи.

Признаки у детей

Первые признаки оппозиционно-вызывающего расстройства могут выявляться после 3-летнего возраста. Впервые оно может обнаруживаться на приеме у педиатра, в детском саду или в начальных классах школы.

Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства таковы:

  • агрессия, апатичность и панические состояния (вплоть до нервных срывов и истерик) – эти проявления могут выражаться в разной степени, например, в чрезмерной реакции на повышение тона, резкие вспышки света, общение с непривычным окружением и т. п.;
  • полный отказ выполнять просьбы или необходимые мероприятия и нормы поведения – ребенок может наотрез отказываться чистить или лечить зубы, принимать лекарство и пр.;
  • негативное отношение к замечаниям о неорганизованности, неряшливости или забывчивости – такой признак может возникать буквально «на ровном месте» и выливаться в протест, споры или истерику;
  • замкнутость – это проявление вызывается возникновением состояния долгих обид и неумением дружить и общаться со сверстниками;
  • чрезмерное упрямство – ребенок отказывается выполнять даже крайне необходимые просьбы и меры, например, не хочет переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора, надевать теплую одежду при сильном холоде, учиться в школе или заниматься другой организованной деятельностью;
  • злопамятность и попытки намеренно досаждать сверстникам или взрослым – таким образом страдающие от расстройства дети пытаются самоутвердиться, обратить на себя внимание и доказать собственную правоту;
  • низкая успеваемость или неудачи в спортивных соревнованиях и пр. – такие результаты нарушения поведения обусловлены несобранностью, неорганизованностью, но никак не связаны с низким IQ.

Вышеописанные признаки наблюдаются у детей, страдающих от рассматриваемого расстройства, чаще, чем у других сверстников, проживающих в одинаковом социуме и при равном материально-бытовом уровне.

Впоследствии возникающие из-за нарушения поведения проблемы приводят к затруднениям в коллективной адаптации, личном общении с членами коллектива, учителями и пр.

В ряде случаев оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к чрезмерной брутальности.

Признаки у подростков и взрослых

Оппозиционно-вызывающее расстройство во взрослом возрасте проявляется излишней агрессией, конфликтностью, мстительностью и выраженным негативизмом.

В более зрелом возрасте оппозиционно-вызывающее расстройство приводит к появлению ярко выраженных и трансформировавшихся нарушений поведения.

Этот факт объясняется взрослением личности и приобретением набора «взрослых» навыков и знаний. Иными словами, общие характеристики расстройства сохраняются, но проявляются они в более выраженном негативизме, конфликтности, мстительности и раздражительности.

Кроме этого, в таком возрасте лица с оппозиционным расстройством могут иметь склонность «уходить от проблем» при помощи алкоголя и наркотических средств.

Степени тяжести

Условно специалисты выделяют такие степени тяжести оппозиционного расстройства:

  1. Легкая. Признаки нарушений поведения проявляются только в одном месте (например, дома или в школе).
  2. Средняя. Ребенок ведет себя некорректно только в двух местах.
  3. Тяжелая. Признаки проявляются в трех и более местах.

Чем отличается оппозиционное расстройство от других нарушений

Основное отличие рассматриваемого в пределах этой статьи расстройства заключается в отсутствии поведенческих моделей, проявляющихся в:

  • воровстве;
  • физической агрессии;
  • жестокости;
  • вандализме;
  • нападении.

Такие дети, подростки или взрослые не нарушают незыблемые права окружающих или законы.

Диагностика

Регулярные проявления признаков негативизма, конфликтности, мстительности и раздражительности должны становиться поводом для обращения к врачу. Для выявления оппозиционно-вызывающего расстройства специалист проведет следующие мероприятия:

  • выслушает жалобы родителей и ребенка;
  • уточнит данные о семейном анамнезе и психологической атмосфере в семье и социуме;
  • проведет тесты и исследования для выявления психических и соматических заболеваний для дифференцирования расстройства от этих недугов.

После постановки диагноза детский психотерапевт или психиатр составит план терапии или направит к другому профильному специалисту (например, неврологу, нейрохирургу, эндокринологу и пр.), который проведет дополнительные исследования, позволяющие поставить правильный диагноз и назначить лечение.

Дифференциальная диагностика

Для исключения ошибочного диагноза доктор проводит дифференциацию данного расстройств с такими похожими нарушениями поведения:

  • синдром гиперактивности;
  • биполярное расстройство;
  • социофобия;
  • кондуктивное расстройство;
  • депрессия;
  • расстройство регуляции поведения;
  • нарушения интеллектуального развития;
  • неустойчивое расстройство личности;
  • расстройство восприятия.

Коррекционное лечение

Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства должно начинаться как можно раньше, так как такая мера способна существенно помогать ребенку удачно адаптироваться в социуме и добиваться в нем больших успехов. Кроме этого, коррекция расстройства помогает существенно улучшать психологическую атмосферу в семье или коллективе.

Лечение оппозиционно-вызывающего расстройства может проводиться амбулаторно. Однако в ряде случаев (например, при невозможности создания благоприятных условий для выздоровления дома или в окружающей обстановке) требует госпитализации пациента.

Для лечения оппозиционно-вызывающего расстройства врач может назначать различные методики. План коррекции в таких случаях составляется в зависимости от:

  • личностных характеристик пациента;
  • степени проявлений поведенческих нарушений;
  • семейного анамнеза;
  • внешних факторов;
  • сопутствующих заболеваний;
  • возраста и пола ребенка.

Главная цель коррекции расстройства направлена на улучшение или полное устранение его проявлений.

Психологическое консультирование

Работа с психологом при лечении оппозиционно-вызывающего расстройства направлена как на индивидуальное, так и на семейное консультирование. Эта составляющая терапии всегда является основополагающей и обязательной, так как без подобной коррекции устранение нарушения невозможно.

Все специалисты отмечают, что в удачном лечении важное значение имеет установление тесной эмоциональной связи между ребенком и родителями.

Работа психолога с матерями и отцами в таких случаях помогает им понять, что пренебрежительное, чрезмерно строгое или равнодушное отношение может становиться единственной причиной отчуждения детей от семьи или социума.

Важно

Кроме этого, специалисты моделируют и обучают родителей правильным психологическим приемам при общении с сыном или дочерью.

Читайте также:  Шизофрения и алкоголь: алкогольная шизофрения и алкоголизм, симптомы паранойи

При индивидуальной беседе с ребенком психолог или врач проводят тренинги, обучающие его справляться с возникающими эпизодами гнева, страха или агрессии. Для разрешения создавшихся конфликтных ситуаций доктор вырабатывает у пациента модели поведения для мирного разрешения конфликтных ситуаций.

Иногда во время коррекционного лечения врач может рекомендовать родителям:

  • сменить школу или класс;
  • отказаться от посещения той или иной секции или кружка;
  • постараться минимизировать общение с подругой или другом ребенка.

После завершения индивидуальной и семейной терапии пациенту может назначаться посещение групповых занятий, направленных на лучшую адаптацию при общении со сверстниками и контролируемых специалистом.

Медикаментозное лечение

Решение о необходимости применения лекарственных препаратов – седативных средств или транквилизаторов – при терапии оппозиционно-вызывающего расстройства принимается врачом индивидуально и рекомендуется только в тех случаях, когда устранение проявлений или последствий нарушения при помощи психотерапевтических методик становится невозможным. При выборе препаратов доктор обязательно учитывает возможность присутствия противопоказаний для их приема или их возможного взаимодействия с другими лекарственными средствами.

Общие рекомендации родителям и близким

  1. Регулярно являться на консультации к психологу или психотерапевту и контролировать обязательность ребенка в совершении визитов к врачу.

  2. Выполнять назначения специалиста – правильность освоения навыков подавления агрессии, умения решения проблем мирным путем или противостояния раздражающим факторам, прием лекарственных средств и пр.
  3. Соблюдать рациональный режим труда и отдыха.

  4. Не применять жесткие формы критики по отношению к ребенку.
  5. Избавиться от снисходительного и высокомерного тона в отношениях.
  6. Не злоупотреблять своей властью над ребенком.
  7. Выработать навыки вежливого и доброжелательного общения.

  8. Всегда аргументированно объяснять необходимость соблюдения правил и норм общения с окружающими.
  9. Интересоваться внутренним миром ребенка и проводить с ним как можно больше времени.
  10. Заниматься вместе с ребенком его хобби: просмотром фильмов, чтением книг, спортом и пр.

 К какому врачу обратиться

Рациональный режим труда и отдыха ребенка, доброжелательное и уважительное отношение к нему родителей, совместное времяпрепровождение, интересные хобби — важные составляющие успешного лечения оппозиционно-вызывающего расстройства.

При появлении признаков оппозиционно-вызывающего расстройства родителям ребенка следует обратиться к педиатру, детскому психологу, занимающемуся коррекцией подобных нарушений поведения, или психотерапевту.

При необходимости врач назначит консультацию других профильных специалистов (например, эндокринолога, невролога и др.) и коррекционное лечение.

Оппозиционно-вызывающее расстройство проявляется в негативных поведенческих реакциях, возникающих в ответ на авторитарные фразы или действия окружающих, обладающих властью или правами для управления.

Для устранения такого нарушения и лучшей адаптации ребенка или взрослого в социуме врач применяет различные психотерапевтические методики и, в некоторых случаях, дополняет их эффективность назначением медикаментозных средств.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://myfamilydoctor.ru/oppozicionno-vyzyvayushhee-rasstrojstvo-priznaki-u-detej-i-vzroslyx-metodiki-diagnostiki-i-korrekcii/

Оппозиционно-вызывающее расстройство

А. Схема негативистского, враждебного
и вызывающего поведения, продолжающаяся
не менее 6 месяцев, в течение которых
наблюдаются четыре (и более) следующих
критериев:

1) ребенок
часто выходит из себя

2) часто
спорит со взрослыми

3) часто
ведет себя вызывающе или отказывается
выполнять указания взрослых и установленные
ими правила

4) часто
намеренно раздражает окружающих

5) часто
упрекает других в собственных
проступках и ошибках

6) часто
обидчив и легко раздражается

7) часто
злится и возмущается

8) часто
злобен или мстителен

Примечание
: ребенок
соответствует критерию только в том
случае, если данное поведение встречается
чаще, чем обычно у детей и подростков
аналогичного возраста и уровня
развития.

Б. Поведенческие проблемы приводят
к клинически значимым нарушениям
социального, учебного или профессионального
функционирования.

В. Поведение наблюдается не исключительно
при психозе или аффективном
расстройстве.

Г. Пациент не соответствует критериям
расстройства поведения или, если пациенту
18 и более лет, критерии антисоциального
расстройства личности неприменимы.

Впервые
действующее определение расстройства
поведения было включено в DSM-III, и с тех
пор критерии расстройства существенно
варьировались.

Сначала расстройство
поведения
определялось как тенденции поведения,
при которых нарушаются права других
лиц, в том числе проявляется физическая
агрессия в отношении людей и вещей.

На DSM-III значительно повлияла
бихевиористская теория, и в силу
этого воздействие окружающей среды
приобрело большую роль в определении
двух подтипов: социализированного
и несоциализированного.

К несоциализированному
типу относятся дети, неспособные
к привязанности, эмпатии, социальным
и романтическим связям с окружающими
обычной степени и качества.

Социализированный тип, напротив, может
испытывать обычную привязанность
к другим лицам, но все равно
постоянно попадает в неприятности.

В основе этого разделения лежит учет
всех симптомов проблемных детей и так
называемый факторный анализ, который
статистически разводит симптомы по двум
категориям.

Совет

В DSM-IV
отказались от разграничения между
несоциализированным и социализированным
подтипами. Сейчас несоциализированная
группа – это группа начала
в раннем возрасте

.

Слабый родительский контроль также
стал играть важную роль в оценке
расстройства поведения.

Исследования
показывают, что для детей и подростков
с серьезными межличностными проблемами
в раннем возрасте, а также другими
психологическими факторами риска
(то есть плохими родителями) характерны
более стабильные антисоциальные черты
в зрелости.

DSM-IV
перечисляет четыре общие категории
расстройства поведения: агрессия
по отношению к людям и животным,
вандализм, лживость и воровство,
серьезное нарушение правил. Чтобы
поставить данный диагноз ребенку
или подростку, у него должны
наблюдаться не менее трех из пятнадцати
симптомов в течение как минимум
12 месяцев.

Рассматривая
известные нам факты жизни Брайана
и Эрика, мы видим, что Брайан
и Эрик соответствуют критериям
тяжелого расстройства поведения с началом
в детском возрасте. А так как они
соответствуют критериям этого более
тяжелого расстройства, психологи
не поставят им более мягкий диагноз
оппозиционно-вызывающего расстройства
(даже если они отвечают всем критериям).

Что означает
диагноз «расстройство поведения»?
Станет ли пациент психопатом, когда
вырастет? Что ж, на самом деле все
не так уж однозначно. Диагноз
«расстройство поведения» основан
исключительно на наблюдаемом
поведении; он не оценивает
эмоциональные, межличностные и аффективные
черты, связанные с психопатией.

Фактически в диагнозе «расстройство»
поведения по DSM-IV не упоминаются
отсутствие эмпатии, вины и раскаяния
или скудость эмоций. Многие ученые
полагают, что невключение в диагноз
таких черт, как бессердечие и безразличие
, значительно ограничивает его полезность.
Есть и другая критика диагноза
«расстройство поведения».

Почти
у 80 процентов детей, получивших
такой диагноз, не развивается
личностное расстройство или психопатия
в зрелом возрасте. То есть можно
предположить, что расстройство
поведения на самом деле не расстройство.

Обратите внимание

Иными словами, диагноз не позволяет
предсказать, какие дети будут всю
последующую жизнь испытывать личностные
проблемы и у каких проявится
антисоциальное поведение или психопатия.

Пожалуй,
наиболее резко данный диагноз критикует
бывший президент Американской
психологической ассоциации, директор
клиники детского поведения Йельского
университета и автор более чем семисот
статей в рецензируемых журналах
и сорока книг доктора Алана Каздина.

Доктор Каздин заметил, что существует
32 647 комбинаций симптомов, которые
могут наблюдаться у ребенка
или подростка, позволяя поставить
ему диагноз «расстройство поведения»55.

Фактически симптомы расстройства
не зависят друг от друга; иными
словами, есть более 32 тысяч разных
типов детей с расстройством поведения.
Это настоящий кошмар клинического
психолога. Диагноз не обладает
чувствительностью и специфичностью.

С такими критериями его можно поставить
огромному количеству очень разных
детей. И он не позволяет сделать
никаких выводов. Это не более чем
сборная солянка из симптомов с весьма
малой практической применимостью.

В рамках
исправительных учреждений
для несовершеннолетних, где я
проводил исследования, врачи зачастую
даже не оценивают их на расстройство
поведения, поскольку практически любой
подросток, юноша соответствует критериям.

Диагноз просто не помогает отличить
одних несовершеннолетних заключенных
от других.

Таким образом, у него
много тех же недостатков, что и у диагноза
«антисоциальное расстройство личности»
у взрослых (который мы рассматривали
в главе 2).

Важно

Но эта
картина начинает меняться. Примерно
последние двадцать лет ряд ученых упорно
разрабатывали способы оценки и измерения
черт бессердечия и безразличия
у детей и подростков.

Психологи
считают, что рассмотрение этих двух
качеств в дополнение к чертам
антисоциальности и импульсивности
у детей и подростков поможет
установить тех, кто относится к группе
самого высокого риска сформироваться
в настоящего взрослого психопата.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5603115/page:33/

Оппозиционно-вызывающее расстройство

Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) – это тип поведенческих расстройств, характерный для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.

ОВР проявляется агрессивностью, брутальностью, неповиновением и склонностью нарочно раздражать и задирать окружающих.

Хотя так нередко ведут себя многие дети, для ОВР характерно устойчивое враждебное и негативистское поведение в течение как минимум 6 месяцев.

По каким признакам поведения ребенка можно определить его оппозиционно-вызывающее расстройство?

• часто выходит из себя;
• отказывается выполнять правила и просьбы взрослых, проявляет неповиновение;
• часто спорит с взрослыми;
• осознанно раздражает окружающих людей;
• часто раздражается и легко выходит из себя;
• в своих ошибках или проступках обвиняет других;
• проявляет злобность и мстительность;

• часто сердится и обижается.

Ключевое отличие ОВР от других поведенческих отклонений – это отсутствие явных нарушений прав других людей и действующих законов (воровство, драки, жестокость, разрушительность, нападения и т.п.). Отсутствуют также характерные признаки аффективных, кондуктивных и психотических расстройств.

К основным причинам возникновения оппозиционно-вызывающего расстройства психологи относят следующие факторы:

• биологический фактор (аномальные изменения функции нейромедиаторов мозга);
• генетическая предрасположенность (наследственность);
• внешние факторы (психологическая атмосфера дома или в школе);

• задержки в развитии.

Нарушения в поведении зачастую становятся причиной существенного ухудшения деятельности ребенка в социальной, профессиональной и академической сфере.

По статистике не менее 5% детей сегодня может быть диагностировано ОВР. Многие детские психологи небезосновательно связывают ОВР с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Совет

Конечно, не у всех страдающих СДВГ детей отмечается ОВР. Однако таких детей немало (65%).

У многих страдающих ОВР детей со временем часть признаков исчезает. К примеру, бунтующий подросток может превратиться во вполне покладистого взрослого. Тем не менее, некоторые признаки могут остаться на всю жизнь. Из агрессивного двухлетнего карапуза, скорее всего, вырастет такой же агрессивный взрослый.

Что можно посоветовать родителям ребенка с ОВР?

• поощряйте малыша за взаимодействие и уступчивость;
• проявляйте самоконтроль;
• разработайте стратегию своего поведения;
• установите границы, которых ребенок должен придерживаться;
• не действуйте в одиночку (взаимодействуйте с супругом, тренером, учителями);

• избегайте духовного и физического истощения (ребенок не должен отнимать все ваше время и энергию).

Лечение ОВР осуществляют детские психиатры, психологи и терапевты, которые имеют соответствующий опыт работы. При определенных обстоятельствах назначаются лекарства. В большинстве случаев медики дают рекомендации, которые касаются ребенка и его семьи.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: http://kotikit.ru/qanda/oppozicionno-vyzyvayushhee-rasstrojstvo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector