Коррекция элективного мутизма: что это такое у детей

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм у детей – психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать.

Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим.

Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом.

Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых.

В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой.

Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно.

Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Важно

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику.

При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги.

Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации.

К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, дизартрии, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств.

Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации.

Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи.

Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований.

При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/elective-mutism

Коррекция элективного мутизма у ребенка со сложным дефектом

Россия, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск

КУ “Нижневартовская санаторно-лесная школа”
Учитель начальных классов
Трушкова Л.Н.

Обучение  ребенка с проблемами в развитии всегда представляется делом очень трудным и ответственным,требующим  особого подхода к образовательному процессу.

Содержание обучения, методы и формы работы определяются с учетом психофизических особенностей ребенка, его возможностей и направлены на компенсацию имеющихся  у него нарушений развития и выработку социально адаптивных компетенций.

Совет

Так слепые дети при правильно организованном специальном обучении достаточно успешно уже на ранних годах обучения овладевают точечно-рельефным шрифтом, что, в свою очередь, позволяет им успешно овладеть чтением, грамотой, письмом и счетом.

Если же у ребенка сочетание двух и более дефектов развития,  то  процесс обучения значительно усложняется, т. к. сочетание первичных нарушений дает сложный дефект.

Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии.

Поэтому у умственно отсталых слепых  процесс  обучения проходит далеко не так успешно, как у слепого ребенка с сохранным интеллектом и занимает значительно больше времени.Это объясняется рядом причин.

Во-первых, в силу органического поражения центральной нервной системы компенсаторные возможности умственно отсталого ребёнка значительно снижены и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются.

Во-вторых,  для формирования представлений, понятий и, наконец, обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых широко используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых – слово и специальные тифлографические средства. То есть, для  усвоения учебной информации требуется достаточно высокий уровень абстрактного мышления, анализа и обобщения. А именно эти психические функции и нарушены у умственно отсталых детей  в первую очередь.

А если у  такого ребенка  наблюдается еще и мутизм?Как обучать ребенка со сложным дефектом, имеющим аномалию развития  зрения (слепоту) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и одним из редкихнарушений детского возраста – мутизмом,  характеризующимся сложным симптомокомплексом, и невысокой эффективностью коррекции?

Обратите внимание

Этот вопрос возник у меня при знакомстве с моей новой ученицей. Девочка  до поступления в школу не посещала дошкольного образовательного учреждения и к обучению в школе не готова.  Гиперопека со стороны родителей, ограждающая девочку от специфических трудностей, которые возникают у   каждого слепого ребенка,  не сформировали  в ней навыков  самостоятельности.

У девочки отсутствуют элементарные навыки самообслуживания.Сензитивный период для развития речи, сенсорного развития ребенка через  восприятие окружающего мира с помощью сохранных анализаторовбезвозвратно упущен.Речь не имеет коммуникативной направленности, эхолалична, фрагментарна. К тому же она пользуется ею только в присутствии близких людей – своей семьи.

Такое избирательное общение называется элективным мутизмом и относится к редким расстройствам. Его распространенность в мире составляет 0,8 на 1000 детей.Встречается чаще у девочек.

В международной  классификации болезней мутизм рассматривается как отдельное заболевание в рубрике “расстройство социального функционирования, начало которого характерно для детского и подросткового возраста».

Мутизм бывает элективным и тотальным. При элективноммутизме ребенок вступает в словесный контакт избирательно, с определенными людьми.  То  есть,  он обладает речью и способностью понимать ее, но при этом имеет избирательный отказ разговаривать. При тотальном — речевой контакт прекращается со всеми.

Выделяют  три условия для возникновения мутизма: задержка в развитии, патология в структуре личности или темперамента и семейная патология.

   Многими исследованиями подтверждено, что еще до проявления заболевания дети характеризуются как робкие, замкнутые, чувствительные, тревожные и во многих случаях — чрезмерно привязанные к матери.

Важную  роль в возникновении мутизма играет депривация — влияние на развитие ребенка отрицательных факторов социума, которые приводят к нарушению взаимодействия между ним и обществом (в нашем случае – гиперопека, изолированность…).

Пусковой механизм мутизма — стресс, самая распространенная причина которого — страх   (боязнь сказать или сделать что- нибудь  неправильно, страх перед неудачами, страх от вынужденного общения с чужими вне дома). Часто мутизм проявляется в детском саду или в школе.  Проявление мутизма у ребенка  не способствует развитию его речевых и мыслительных навыков, сохраняя задержку речи и интеллектуальное развитие.

Важно

 Первый год обучения такого ребенка в школе  является пропедевтическим. Основные его цели –  коррекция  мутизма и подготовка ребенка  к обучению в школе. 

Коррекция мутизма-длительный процесс, требующий немалых усилий исовместной  работы учителя, специалистов (психолога, логопеда, дефектолога),  родителей.

Приступая к работе с ребенком, имеющим такую сложную структуру дефекта, необходимо понимать, что его обучение будет продвигаться постепенно, маленькими шагами и  потребует от участников образовательного процесса  особого такта и внимания,профессионализма и огромного терпения.

Установление эмоционального контакта с ребенком – первый шаг в работе педагога.   Рекомендуется  в начале работы заниматься с ребенком в привычных для него условиях – дома.

За это время, используя метод наблюдения, педагог выявляет актуальное развитие  ребенка, выясняет его интересы или пристрастия, а так же всё то, что может пригодиться для расположения ребёнка к сотрудничеству.

Подробный  анализ дошкольной жизни поможет педагогу понять причины особенностей развития и подскажет путь работы с ребенком.Для установления доверительных и безопасных для ребенка отношений важносоздать вокруг него спокойную доброжелательную  обстановку.

Необходимо помнить, что такой ребенок особенно нуждается в понимании, чутком и ласковом отношении. Сколько времени потребуется для установления контакта педагога с ребенком  неизвестно, этот процесс индивидуален и может занять длительное время.

В нашем случае  эмоциональный контакт был установлен достаточно быстро. Уже на втором занятии девочка  проявила интерес к моему приходу, позволила сделать ей массаж  кистей рук,   внимательно прислушивалась к моей речи, не произнося ни слова.

Совет

  Наблюдения показали, что ребенку нравятся  игры и упражнения с речевым сопровождением.На занятиях я использую разнообразные упражнения с речевым сопровождением.Они способствуют развитию мелкой  и общей моторики, воспитывают  умение  вслушиваться в речь и формируют подражательную деятельность.

  Частое повторение стихотворных строчек позволяет выучить их наизусть, что также развивает  память. И если первые месяцы во время занятий девочка молчала и рассказывала стишки   только после моего ухода, то к концу декабря у нас с ней стала появляться сопряжено- отраженная форма речевого общения.

То есть, она стала понемногу повторять за мной слова,  иногда совместно считать, произносить стихотворение или напевать  песенку. И с каждым разом  такое общение возникало все чаще и чаще.

К сожалению, развития других параметров вербальных средств общения (вопросно- ответной формы речевого общения, пересказа, спонтанного речевого высказывания)–не наблюдалось. Но их не было и в общение с родными.

Поэтому,следующий шаг- это обучение  коммуникативной стороне речи. Речь необходима, как для развития ребенка, для овладения им знаниями, навыками и умениями, так и для возможности общения с окружающими людьми.В жизни человека общение с другими людьми играет важнейшую роль, а речевое общение в детском возрасте отвечает за полноценное формирование личности ребенка.

Так как, в нашем случае, ребенок не разговаривал и не выполнял даже самые простые речевые инструкции,  было непонятно, понимает ли он вообще обращенную к нему речь. Определить это я смогла  с помощью косвенных методов через игру. Например, брала  игрушку – ежика.

  Описывала его, обследовав его  вместе с ребенком ивыделивсущественные признаки,  рассказала о нем: колючий, живет в лесу, топает, фыркает – показала как.  На последующих занятиях, проверила –  взяла  игрушку, изображая топот по столу, спросила: «Кто к нам прибежал?».  Ребенок молчал.

  Начинала описывать: «живет в лесу, топает, колючий…Кто это?».  Ребенок, не называя животное, начинал фыркать.Или, рассказывая сказку «Теремок»,  давала задание: постучать, когда услышишь  фразу «тук- тук- тук, кто в теремочке живет?» и показала как.

Обратите внимание

И ребенок начинал стучать в нужном месте, что говорило  о том, что он  слышит и понимает меня.

Далее пришлось вернуться  к онтогенетически более ранним формам коммуникации  с целью добиться невербального контакта с ребенком в виде реакций на вопросы простым кивком  головы. Сначала отрабатывали  жест «да». На занятиях и в повседневной жизни специально создавались  ситуации, которые помогали  овладеть ими. Ребенку задавались  вопросы, которые требовали  ответа «да».

При этом я сам слегка нажимала ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью моих рук, стали вводить  жест «нет». Постепенно моя помощь свелась  к минимуму и сошла на «нет». На сегодня эти жесты у нас сформированы, но не всегда используются ребенком.

И чаще он их использует для того, чтобы показать, что не хочет заниматься тем или иным занятием.

Следующий шаг –    формирование элементарной коммуникативной  лексики, т. е. умения  вербально  с помощью элементарных лексических конструкций обозначить свою просьбу, желание, отказ. К элементарной коммуникативной лексике относятся следующие слова и фразы:

  1. дай, дай мне (с называнием желаемого предмета) / на;
  2. хочу, я хочу  (с называнием желаемого предмета или действия) / не хочу;
  3. помоги мне;
  4. да/ нет;
  5. ритуалы приветствия и прощания.

Формирование понимания и употребления элементарной коммуникативной лексики лучше всего осуществлять в рамках поведенческой терапии. В своей работе я использовала общепринятый алгоритм для поведенческой терапии, при этом учитывала особенности сложного дефекта  ребенка.

То есть при формировании правильной реакции использовала те подсказки, которые доступны для понимания ребенку –  вербальную подсказку в виде моделирования и физическое руководство действиями ребенка.Каждый шаг ребенка, каждая  его маленькая победа  обязательно закреплялась  похвалой, одобрением.

  Закрепив первые успехи ребенка,  мы   моделируем и   постепенно усложняем ситуации, требующие  речевой активности со стороны ребенка, а также   расширяем количество  участников речевого общения. И если в самом начале работы мы проводили занятия дома, то теперь стараемся по возможности как можно чаще бывать в школе.

Важно

  Привлечение к речевому общению детского коллектива –  необходимый  компонент в формировании  социально  значимых потребностей ребенка.

       Параллельно  с  коррекцией мутизма идет работа по формированию у ребенка первичных учебных навыков;коррекции  специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи;  организации целенаправленного поведения в предметно – практической и игровой деятельности; формированию представлений о себе и доступных представлений об окружающем мире, ориентировки в пространстве; формированию навыков самообслуживания. И здесь важно, чтобы все члены семьи ребенка поддерживали  и принимали самое активное участие в коррекционном процессе.

На сегодня,  моя ученица полностью доверяет мне, родители отмечают в ее поведении положительные перемены, в речи  ребенка  появилось употребление элементарной коммуникативной лексики, которую она начала использовать для выражения своих просьб, речь ее стала более осознанной.

  На занятиях я отметила для себя проявления вопросно – ответной формы общения, что меня очень обрадовало. Конечно, это только первые успехи и  работа по преодолению мутизма у моей ученицы еще не закончена.

Но совместные усилия школы и родителей  в поисках адекватных путей самореализации ребенка обязательно принесут результат.  

Литература:

  1. Буянов М. И., Каганская Л. А., Кириченко Е. И. Мутизм в детском возрасте (история изучения и современное состояние проблемы) // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1978, 10: 1576-1581.
  2.  Буянов М. И. Мутизм: классификация, психотерапия, прогноз, личность при мутизме. //Дефектология. 1985. № 2. С. 31—35.
  3. Добридень И. В. Психолого-педагогическая коррекция элективного мутизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автореферат диссертации канд. педагогич. наук. М., 2000. 19 с.
  4. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.: Адис, 1994.  С. 272.
  5. Морозова С.С. Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии / 

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/3320-8.html

Элективный мутизм

Прежде всего подобным психомоторным заболеванием заинтересовался К.О. Ягельский, который среди основных симптомов истерического расстройства указал мутизм. Затем в работу подключился знаменитый немецкий психиатр Э.

Крепелин, взявший за основу своей деятельности исследования Карла Людвига Кальбаума (основоположника учения о кататонии). Оба специалиста считали, что мутизм является одной из составляющих нарушений, которые происходят из-за двигательных расстройств.

Данная теория довольно долго практиковалась в немецкой медицине до тех пор, пока за дело не принялись французские психиатры.

Учитель Зигмунда Фрейда, Ж-М. Шарко, рассмотрел мутизм в контексте такого заболевания, как истерия.

Совет

Свои выводы он объяснил тем, что его пациенты после перенесенного стресса на некоторое время теряли дар речи, понимая при этом обращенные к ним вопросы. К тому же они могли четко описать на бумаге все то, что ощущали на момент исчезновения у них возможности говорить.

В наши дни среди специалистов точки зрения относительно мутизма несколько расходятся. Психологи считают его неспособностью найти свое место в социуме. Неврологи придерживаются мнения о том, что он является самым обычным неврозом. Психиатры не настолько лояльны в своих выводах. Они относят описываемое заболевание к психическим отклонениям наравне с шизофренией и истерией.

Причины возникновения мутизма

Данная патология может развиться в любое время. Следовательно, причины мутизма стоит рассматривать с точки зрения возрастной категории.

Факторы-провокаторы развития мутизма у детей

Озвученное состояние у подрастающего поколения в некоторых случаях путают с тяжелыми психическими заболеваниями. Подобные выводы не совсем соответствуют истине, потому что истоками специфической немоты у детей становятся следующие факторы:

  • Деформация речевых органов. При короткой уздечке или «волчьей пасти» у ребенка нарушается вербальная деятельность, вследствие чего он может замолчать.
  • ЗПР. При задержке психического развития дети не всегда до конца понимают поставленные им вопросы. Защитной реакцией у них при этом может стать «добровольная» немота.
  • Шизофрения. Тяжелое психическое заболевание всегда характеризуется искажением сознания, которое часто сопровождается стойким мутизмом.
  • Аутизм. При данном недуге дети отличаются от своих ровесников не только погружением в свой внутренний мир, грациозно-вычурными движениями, но в некоторых случаях и мутизмом.
  • Генетическая предрасположенность. Если в роду ребенка уже встречались случаи подобной психомоторной патологии, то у него возрастает риск получить озвученное заболевание по наследству.
  • Сильный шок. В данной ситуации речь может идти о физическом или сексуальном насилии, смерти родителей или наблюдении в прошлом за критической ситуацией (терактом, стихийным бедствием, убийством, ДТП и т.д.). В качестве примера можно привести 6-летнюю девочку Салли (героиню фильма «Карточный домик»), которая после гибели отца-археолога замолчала. Ее матери пришлось приложить максимум усилий, чтобы ее малышка снова заговорила.
  • Изменение социального статуса. Многие дети в 3-летнем возрасте впервые переступают порог дошкольного заведения. Для некоторых из них подобный эксперимент становится настоящим шоком, поэтому воспитатели рекомендуют родителям в течение пары недель забирать своего малыша из сада сразу после обеда. Однако этого времени недостаточно для адаптации ребенка к новой среде. Немота в некоторых случаях становится защитным щитом от социума для маленьких особ. Подобный процесс может произойти и тогда, когда дети становятся первоклассниками.
  • Неправильное семейное воспитание. Некоторые родители считают, что крик, длительные нравоучения и даже физическая расправа пойдут их отпрыску только на пользу. При этом они совершенно не стесняются выяснять между собой отношения прямо в присутствии ребенка. В итоге их сын или дочка замыкается в себе и перестает разговаривать с домашними тиранами.

Причины формирования мутизма у взрослых

В более старшем возрасте мутизм обычно проявляется у представительниц прекрасного пола. Однако специалисты приводят примеры, когда этот диагноз ставили и взрослым мужчинам. Предпосылками формирования мутизма у взрослых можно считать следующие факторы:

  1. Повышенная чувствительность. Если данное качество сопровождается гипертрофированной мнительностью, то вполне возможно, что после при очередной импульсивно-эмоциональной реакции человек приобретет описываемый синдром.
  2. Инсульт. После перенесенного нарушения кровообращения у пострадавшей стороны констатируется поражение тех участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/elektivnyj-mutizm.html

Избирательный мутизм у детей: симптомы и лечение

Избирательный мутизм – патология, при которой у детей развивается немота в определенные моменты и в случаях присутствия каких-то конкретных лиц при полной сохранности речевого аппарата.

Эти дети сохраняют способность понимать речь и способны говорить в иных условиях. Самым частым проявлением избирательного мутизма является отказ детей говорить в моменты адаптации к школе и детскому саду.

Большая часть случаев связана с расстройствами эмоциональной сферы.

Заболевание обычно развивается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В редких случаях избирательный мутизм поражает взрослых людей. Развиваясь у детей, мутизм не делает полового предпочтения, тогда как во взрослом возрасте он отдает предпочтение женщинам.

В случаях нормального развития школьника избирательный мутизм, связанный с адаптацией к школе, проходит самостоятельно годам к 10. Объясняется это тем, что больной осознает необходимость в речевом общении в обществе.

Школьник понимает, что сверстники и учителя не станут потакать ему, как это делают родители, и если он не переборет себя, то получит клеймо «неполноценного». Однако существуют случаи, когда для коррекции патологии необходима помощь специалиста.

Поэтому при подозрении на наличие избирательного мутизма у ребенка, не стоит ждать, что расстройство пройдет само собой.

Причины развития избирательного мутизма у детей

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников.

Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки.

Обратите внимание

Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

В случае отсутствия специализированной помощи у выросшего мутиста могут возникнуть серьезные сложности в личной жизни. Данная патология, буквально, приковывает больного к матери.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей.

Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать.

В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Важно

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники.

На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка.

Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

Источник: https://indepress.ru/nevrozyi/izbiratelnyy-mutizm.html

Что такое элективный мутизм? Этиология, диагностика и лечение

Элективный мутизм – психологическое отклонение детей, преимущественно от 3 до 9-летнего возраста, которое характеризуется избирательностью вербальной реакции – в одних ситуациях дети сопровождают свою деятельность речью, а в других – теряют этот дар.

В момент проявления расстройства, дети, чаще всего, разговаривают без каких-либо ограничений в домашних условиях, с родными и близкими людьми, друзьями, однако начинают упорно отмалчиваться за пределами дома – в детском саду, в школе, на приеме у врача. Реже встречаются случаи, когда, ребенок теряет дар речи в домашних условиях с родителями.

Отличительной особенностью элективного мутизма от физиологически нормальной молчаливости, обусловленной чертами характера, является временной период, в течение которого наблюдается отклонение – научная литература ставит срок – один месяц, хотя, фактически, родители обращаются за помощью к специалисту не ранее, чем после полугода молчания.

Расстройства, сопутствующие элективному мутизму у детей

  • Психопатологические состояния. Классическому элективному мутизму, как правило, сопутствуют некоторые психиатрические расстройства, как то: депрессивное состояние, повышенная тревожность, повышенная активность, энурез, тики различного характера. Преобладающим по частоте случаев, среди данных расстройств, является тревожное состояние на фоне социофобии, причем некоторая часть психотерапевтов находит элективный мутизм лишь клиническим признаком социального тревожного расстройства, а не отдельным заболеванием;
  • Речевые расстройства. Для детей в возрасте от года возможно некоторое отставание стандартного развития речи, сочетающегося с проблемами артикуляции, что определяется отдельными психологическими тестами, к примеру – ребенку предоставляют графические изображения предметов и просят озвучить название конкретного объекта;
  • Расстройства интеллекта. Генерализованная недостаточная обучаемость может являться одной из основных причин проявления элективного мутизма, сопровождая отклонение на всем протяжении генеза. Диагностика уровня интеллекта проводится адаптированными для детей тестами IQ;
  • Повышенная застенчивость является физиологической нормой для детей подобного возраста, однако может гипертрофироваться в элективный мутизм при обстоятельствах, поддерживающих застенчивость;
  • Проявление характера личности чаще свойственно детям с сильной волей, что проявляется, как упрямство не говорить при некоторых обстоятельствах;
  • Семейные факторы играют не последнюю роль в развитии элективного мутизма у детей. Материнское повышенное опекание, разлад между родителями, их развод, более внимательное отношение к брату или сестре, психическое заболевание одного из родителей и тому подобные обстоятельства, порой, вынуждают ребенка замолчать, демонстрируя свои душевные переживания;
  • В современных реалиях, большую роль в частоте проявлений элективного мутизма играют травмирующие психику ребенка факторы, чаще – сексуального характера, когда, в силу стыдливости и непонимания, дети не могут сообщить о произошедшем с ними несчастье и вынуждены переживать проблему самостоятельно.

Дифференцировать элективный мутизм необходимо от физиологически нормальных застенчивости и демонстрации силы воли ребенка, особенно в моменты смены места жительства, детского сада или школы. Приобретенные или врожденные расстройства речи, аутистические наклонности отделяют с помощью психологических тренингов и тестов, которые доказывают, что речь ребенка, в других местах и при других обстоятельствах, проявляется нормально, что не требует никаких терапевтических вмешательств, за исключением психоанализа.

Феномен истерической немоты характеризуется молчанием ребенка при любых обстоятельствах, постоянно. Хотя данному явлению и способствует врожденная застенчивость, однако в преобладающем количестве эпизодов, основным этиологическим фактором постоянной немоты является серьезная психогенная травма.

Этиология элективного мутизма

Как уже отмечалось, элективный мутизм у детей – явление неординарное и трудно отличимое от большинства сходных по клинике расстройств.

Данный факт объясняется особенностями недостаточной развитости и сформированности детских конституциально-эмоциональных качеств, смазывающих границы между физиологически здоровым молчанием, мутизмом и более серьезными психопатологическими расстройствами.

Определение индивидуальной причинности развития элективного мутизма у ребенка, также нельзя отнести к достаточно изученным явлениям. Выделяют несколько этиологических факторов, способствующих возникновению мутизма:

  • сопутствующие психопатологические отклонения;
  • индивидуальные особенности черт характера ребенка;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • стрессовые факторы;
  • генетическая предрасположенность;
  • социальная сфера внутри семьи.

В большинстве случаев, причину проявления элективного мутизма у конкретного ребенка так и не удается выявить, вплоть до его полного выздоровления, за исключением случаев, где стимулятором немоты послужили психические расстройства.

Лечение элективного мутизма у детей

Медикаментозная терапия при детском элективном мутизме применяется в очень узком ряде случаев с использованием ингибиторов обратного захвата серотонина.

Преобладающим методом лечения при данном расстройстве является поведенческая психотерапия, направленная, прежде, всего на определение причин, благодаря которым, ребенок перестает говорить в какой-то определенной ситуации.

В поведенческой психотерапии чаще используются методы адаптации ребенка к постепенно увеличивающемуся количеству собеседников внутри группы сверстников, начиная с пары собеседников. При этом положительные попытки ребенка обязательно должны вознаграждаться.

Если местом проявления признаков мутизма является детский сад или школа – значительную роль в поддержке ребенка играют учителя и сверстники, которые должны действовать по заранее оговоренному плану.

Кроме социальной адаптации, широко используется метод речевой и семейной терапии, тренинг социальных навыков и артикуляции.

Прогноз при элективном мутизме – благоприятный при условии, что признаки отклонения исчезнут в течение первого года с момента их первого проявления. Иначе привычка молчать становится неотъемлемой частью психического и психологического развития ребенка, что оказывает прямое влияние на формирование особенностей характера и поведения в старшем подростковом и переходном возрасте.

Источник: http://onevroze.ru/chto-takoe-elektivnyj-mutizm-etiologiya-diagnostika-i-lechenie.html

Элективный акинетический мутизм у детей и взрослых: причины, симптомы, методы лечения и коррекции

Речевой мутизм — наиболее тяжелое психомоторное отклонение, отмечающееся в неврологии и психиатрии. Характеризуется полной утратой вокализации и артикуляции, то есть, возникновением полного молчания. При этом понимание речи других людей и фонематический слух не являются нарушенными.

Виды и описание патологии

Болезнь является редкостью в детском возрасте, и ее часто путают с шизофренией, умственной отсталостью и прочими отклонениями.

Нередко мутизм у ребенка списывается на его банальную лень и упрямство перед обучением речи.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Причины детского мутизма напрямую связаны с психическими отклонениями у ребенка, непониманием или гиперопекой со стороны родителей, своеобразным протестом, который порождает комплекс неполноценности.

Все типы патологии классифицируются как эндогенно-психотические, психогенные и психопатические. Виды мутизма различаются сообразно течению заболевания и его возникновению.

Элективный мутизм

Такой вид расстройства сохраняет способность больного воспринимать информацию и разговаривать. Характеризуется упорным отказом говорить в определенных ситуациях.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Может быть связан с психологическими факторами, депрессией, аффективными расстройствами; элективный мутизм у детей — с одиночеством или, напротив, гиперопекой со стороны родителей.

В некоторых случаях элективный мутизм является следствием перенесенной эмоциональной или физической травмы.

Акинетический мутизм

Характеризуется системным торможением речевой и двигательной активности. Пациент находится в состоянии бодрствования, признаки усталости или сонливости полностью отсутствуют.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Однако просьбы выполняются с сильным промедлением, отсутствует экспрессивная речь и двигательная активность.

В медицинской практике такой синдром получил название «бодрствующая кома».

Обычно состояние продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, а при выходе из него у больного отмечается амнезия впечатлений, существовавших все время проявления нарушения.

Избирательный мутизм

Часто проявляется в детском возрасте и отличается упорным отказом говорить с посторонними людьми, или в их присутствии. Все функции речевого аппарата при этом сохраняются.

Больной способен к анализу сказанного, нормально слышит и понимает чужую речь, однако не справляется с собственным барьером к продолжению разговора.

Селективный мутизм

Является схожим по признакам с избирательным мутизмом, однако может сохраняться и у людей взрослого возраста, особенно если в детстве не были предприняты меры по адекватному лечению. Селективный мутизм напрямую связан с социофобией у детей и взрослых.

Такие люди сохраняют способность к пониманию речи и разговору, однако не могут говорить сами в определенных обстоятельствах.

Истерический мутизм

Характеризуется острым парезом вербальной функции. Имеет определенные сходства с внезапным возникновением транзиторной фазы моторной афазии. Больной сохраняет мотивацию к диалогу, однако его вербальная способность теряет свои свойства.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

У пациента отмечается способность к письму, жестикуляции, общению с помощью активной мимики; он может даже издавать нечленораздельные мычащие звуки с интонационной окраской, приоткрывать рот и шевелить губами.

Разговор шепотом при этом становится невозможным, несмотря на сохранение артикуляционных функций.

Совет

Мигрень относится к неврологическому заболеванию, которое сопровождается сильными и чаще всего постоянными приступообразными головными болями.

Самостоятельно с ними справиться бывает очень сложно, поэтому своевременное обращение к врачу поможет в правильном выборе таблеток от мигрени.

Сильные головные боли могут быть спровоцированы токсической энцефалопатией головного мозга.

Широкое применение ядовитых отравляющих веществ выводит это заболевание на первый план, особенно для работников, которые заняты в химических отраслях. Подробнее…

Синдромы мутизма

Синдромы мутизма возникают вследствие локального поражения доминантных отделов головного мозга травматическими, опухолевыми и воспалительными процессами.

Пациент лежит неподвижно, его зрачки сохраняют двигательную активность, фиксация зрения не нарушена.

При этом больной никак не контактирует с окружающими и не имеет возможности с ними говорить.

Ответом на болевые и звуковые раздражители становится временная активация физической активности.

Апаллический синдром

Отличается от акинетического степенью тяжести. В целом, данный случай медики относят к вегетативному состоянию и приравнивают к коме. У больного полностью отсутствуют какие-либо рефлексы и реакции, признаки жизнедеятельности.

Сохраненным оказывается только режим сна и бодрствования. Чаще всего такой процесс является необратимым.

Синдром акинетического мутизма

Характеризуется практически полной ликвидацией у больного психической деятельности и окружающего восприятия. Больной лежит неподвижно в постели, его двигательные и речевые функции грубо нарушены, и практически полностью отсутствуют.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Может отмечаться недержание мочи и кала. Все симптомы проявляются в состоянии бодрствования. Цикличность сна при этом сохраняется.

Больной с готовностью принимает пищу из ложки, может проявлять признаки тревоги, беспокойства и неудовлетворенности.

Причины развития мутизма

Провоцирующие факторы мутизма различны и многообразны.

Расстройство может быть вызвано как нервными потрясениями и истерическими неврозами, так и наличием опухоли в некоторых зонах головного мозга.

Также его могут спровоцировать банальная усталость и сильный испуг.

Наиболее распространенными причинами заболевания считаются следующие факторы:

  • Сложные психические расстройства;
  • Доброкачественные и злокачественные новообразования, локализующиеся в лобных долях или верхней зоне ствола головного мозга;
  • Транзиторные дисфункции мозгового кровообращения (инсульты, ишемические атаки, кровоизлияния и гематомы);
  • Воспалительные процессы в головном мозге (энцефалит, абсцессы);
  • Тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • Аффективные нарушения;
  • Период выхода из комы;
  • Истерия;
  • Шизофрения;
  • Психоэмоциональные потрясения (посттравматический синдром, перенесенная авария, смерть любимого человека или его тяжелое заболевание).

Симптоматика

Клиническая картина нарушения может различаться сообразно типу нарушения и степени его тяжести. Особых различий в симптомах развития патологии у взрослых или детей нет.

Немаловажным все же является возраст больного и провоцирующие факторы, которые способствовали развитию мутизма.

Для всех больных отмечаются некоторые общие признаки расстройства:

  • Отсутствие экспрессивной и диалоговой речи;
  • Сохранение способности к пониманию и анализу речи другого человека;
  • Абсолютно трезвое сознание (больной находится в состоянии бодрствования, способен фиксировать взгляд, присутствует эмоциональная окраска поведенческих актов);
  • Сохранение цикла сна и бодрствования;
  • Физиологическая реакция на внешние болевые раздражители (интенсивное потоотделение, учащение сердцебиения);
  • Невозможность говорить в определенных обстоятельствах (в случаях взаимосвязи мутизма с социофобией и психологическими факторами).

Диагностика мутизма

Дифференциальная диагностика мутизма проводится комплексно и в несколько этапов, до установления истинных причин расстройства и его типа в каждом индивидуальном случае.

Может потребоваться дополнительная консультация психиатра и логопеда.

  • Оценка жалоб больного, или его близких (изучение события или болезни, которые предшествовали речевой дисфункции, сроки развития нарушения);
  • Оценка семейного анамнеза на предмет тромбозов, инсультов, ишемических атак, опухолевидных новообразований;
  • Традиционное неврологическое исследование (оценка рефлекторной способности, двигательной активности, измерение дыхательного ритма и артериального давления);
  • Электроэнцефалография;
  • Компьютерная томография сосудов головного мозга;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) головы;
  • Консультация психиатра.

Дифференциальная диагностика мутизма и афазии:

Терапия и коррекционные методики

Эффективное лечение мутизма предусматривает использование медикаментозных препаратов и обязательную психологическую помощь. В некоторых случаях подбирается комплексная терапия.

Медикаментозное лечение

  • Антидепрессанты (Прозак, Флуоксетин);
  • Антипсихотические препараты и нейролептики (Рисперидон, Промазин, Френолон);
  • Бензодиазепины (Алпразолам, Гидазепам, Фторфеназин);
  • Ноотропные вещества (Оксирацетам, Пирацетам, Салбутамин).

Хирургическое лечение

  • Оперативная ликвидация опухолей головного мозга;
  • Резекция гематомы;
  • Хирургические вмешательства при кровоизлияниях.

Работа с психологом

  • Корректирующие беседы;
  • Помощь в преодолении психоэмоциональных потрясений и стрессов;
  • Терапия социофобии;
  • Разговоры с больным и коррекция его мимики.

Постинсультный уход

  • Упражнения по восстановлению речевой способности;
  • Дыхательные упражнения;
  • Релаксационная терапия;
  • Поддерживающие препараты для стимуляции кровообращения и сердечной деятельности;
  • Полноценный гигиенический уход;
  • Коррекция питания.

Физиотерапия

  • Акупунктура (иглорефлексотерапия);
  • Гидромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Фототерапия;
  • Лечебная гимнастика.

Речевые нарушения присущи не только детям и людям пожилого возраста.

Например, заикание у взрослых на сегодняшний день наиболее распространено среди учащихся и людей средней возрастной группы. С чем это связано, узнаете, прочитав статью.

Нарушение речи врачи также отмечают как один из признаков развивающейся болезни Альцгеймера.

Само по себе это заболевание достаточно коварно и на первых этапах сложно поддается диагностированию ввиду схожих со многими другими болезнями симптомов. Все про болезнь Альцгеймера найдете здесь.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Перейдя по ссылке, можно прочитать инструкцию по применению такого препарата как Лидевин http://gidmed.com/lekarstva/lidevin-ot-alkogolizma.html.

Прогноз и последствия нарушения

В зависимости от типа отклонения и провоцирующих его факторов, прогноз может быть как благоприятным, так и сигнализировать о необратимости расстройства.

Так, своевременная коррекция элективного мутизма и аффективных расстройств позволяет взрослым и детям вернуться к полноценной жизни.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Исход постинсультной и посттравматической терапии зависит от многочисленных аспектов, и адекватный прогноз может составить только специалист в каждом индивидуальном случае.

Если игнорировать расстройство и не придавать его проявлениям должной тревоги, мутизм может нанести непоправимый вред социальной адаптации больного и его трудовой деятельности.

Профилактические меры

Чтобы предупредить развитие нарушения, достаточно придерживаться общепринятых норм по ведению полноценного здорового образа жизни.

Очень важно окружить болеющего заботой и уходом, необходимо оградить его от потрясений и стрессов.

Больным, перенесшим инсульт, резекцию опухоли или транзиторную ишемическую атаку, в обязательном порядке назначается поддерживающая терапия.

Предупреждение заболевания предполагает выполнение следующих правил:

  • Своевременное лечение воспалительных и инфекционных заболеваний;
  • Ограничение или ликвидация вредных привычек (отказ от приема спиртного, психоактивных веществ, курения);
  • Коррекция режима дня и рациона;
  • Постоянный контроль уровня артериального давления;
  • Обращение к специалистам при недомоганиях и проблемах со здоровьем;
  • Нормализация физической активности;
  • Выполнение упражнений лечебной физкультуры;
  • Прогулки на свежем воздухе.

Важно понять, что при мутизме необходимо своевременно провести адекватную диагностику и немедленно начать лечение. Если нарушение связано с перенесенными заболеваниями, нужна специальная поддерживающая терапия и длительная работа со специалистами.

Обратите внимание
Обратите внимание

[/su_box]

Если провоцирующим фактором является психическое нарушение, необходимо предпринять меры по специфической адаптационной работе.

Ведя здоровый образ жизни и следя за состоянием своего здоровья, любой человек может избежать заболеваний и расстройств, которые они влекут за собой.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/mutizm-polnoe-molchanie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яндекс.Метрика